Обработка RAW

Трудовые будни

А вот вы знали, что Adobe XMP SDK может в некоторых случаях при записи XMP модифицировать еще и EXIF у файла?

И я не знал.

А поскольку случаи - некоторые, то в наших тестах оно как-то не вылезло (дальше нецензурно).

Разборки показали, что это, смешно сказать, рекомендованное поведение:

When the file format supports both Exif and XMP, a Changer SHOULD update both forms of a value. If only
...

Мегапиксели бывают разные

Nikon D850 продолжает радовать.

Как мы знаем из спеков, там есть три разрешения RAW (помимо кропов):

FX-format
(L) 
8,256 x 5,504 (45.4 million)

(M)  6,192 x 4,128 (25.5 million)


(S)  4,128 x 2,752 (11.3 million)

Сейчас у нас на руках есть, наконец, примеры всех трех размеров.

  1. Полноразмер: 8288x5520 (это полный размер картинки), ACR открывает как 8256x5504
  2. Средний размер (можно найти в этом
  3. ...

Удивительный рендеринг

Старшие товарищи обратили внимание на разницу в рендеринге теней (все тот же снимок D850, ISO64, недодержка 6 стопов, взятый отсюда) /чтобы посмотреть полноразмер - кликните/:

Слева направо:

  • RPP, последняя бета с такими настройками:
    • EV+6
    • Кривая: гамма
    • Blur chroma выключена
    • Демозаика ACDMF
    • Выходной формат Raw RGB, то есть нет цветового преобразования
  • RPP, те же настройки, кроме вывода,
  • ...

Удивительные тесты ДД

Вот значит смотрю я сюда: https://www.dpreview.com/reviews/nikon-d850-first-impressions-review/6

Cравниваю глазами два кадра, ISO64, resolution target, один кадр с нормальной экспозицией, второй - недодержка в 6 стопов (недодержаный - слева, пусть вас +6 не путает, это сколько они в конверторе выкручивали, смотрите на выдержку):

(кликнув - увидите в 100% если у вас монитор достаточно большой)

Я бы сказал, что недодержаный - с учетом того что снята черно-белая мишенька -...

О программистах и пользователях

(рискую испортить отношения с хорошим человеком, но не могу молчать, рвется изнутря, тем более что вся дискуссия была публичной, хоть и в месте, которое непросто найти).

Вот есть такая библиотека декодирования RAW, RawSpeed. Хорошая, в том смысле что быстрая, местами сильно быстрее LibRaw, местами - не сильно. Ее сначала разрабатывал Клаус Пост, а потом, весной где-то, передал текущей команде darktable.

И вот ее теперешний майнтайнер берет и одним движением вставляет дополнительную проверку на размер изображения, например вот эту: ...

Новый старый подход к динамическому диапазону на примере камеры Canon EOS 5D IV

Преамбула

На сегодняшний день, «динамический диапазон» (ДД) стал в умах (многих) фотографов одной из главных характеристик цифровых камер.

К сожалению, общедоступные массивы данных по ДД ограничиваются графиком «ДД – чувствительность ISO» (это может быть «инженерный ДД», как у DXOMark, т.е. отношение сигнал/шум равное единице, это может быть «фотографический ДД», как у Клаффа, который проводит границу по более высокому отношению S/N). При этом, характер шума (например, нерегулярный или banding) никак не учитывается. В ряде случаев в базах данных по ДД ...

Canon 5D mark IV и добавочный стоп в светах

Обзавелся вышеобозначенной камерой и тут же побежал искать лишний стоп в светах.

И он там есть.

Вот фрагмент resolution target снятой на границе пересвета так что мелкие детали съелись, а крупные - остались (за счет фотонного шума часть пикселов оказалась ниже точки насыщения), кликабельно:

А вот второй "полукадр" того же кадра:

Тут сильно...

Про инженерный (и /псевдо-/фотографический) ДД

Как-то так внезапно получилось, что основным критерием качества (сенсора) цифровых камер стал считаться "динамический диапазон". Я этого не понимаю, потому что "на низких ISO он и так достаточен, а на высоких - у всех /сравнимых камер/ примерно одинаков т.к. определяется в первую очередь фотонным шумом". Тем не менее, такая распространенная точка зрения имеется.

При этом, основным источником данных о ДД являются измерения DXO (там измеряют "инженерный ДД" т.е. нижняя отсечка идет по S/N=1, ну и как-то правят на стандартный размер),...

Об "архивном формате DNG" (в очередной раз)

На этих картинках, дети, вы видите две гистограммы (почти) одного файла:

Слева - оригинал (это Hasselblad X1D, ISO25600), справа - DNG (сделано Adobe DNG Converter 9.9.0.178).

Как мы видим, в DNG не сохранены оригинальные значения из RAW а скромно и от души прибавлено три стопа (что, естественно, превратило детали в светах - в тыкву). Ну и...

Есть многое на свете.....

Перед вами, дети, гистограмма темнового кадра (условия съемки, камера - там в заголовке окна). Вычитание черного - выключено.

Я, в общем, всякого повидал за время разработки RawDigger, каких только примеров не было. Но такое вижу впервые.

По всей видимости - какой-то шумодав, который околонулевые значения загоняет совсем в 0, а outliers не трогает.

Масштаб вертикальный - логарифмический, в линейном такого не видно, там все приличненько, не отличишь.

Про LibRaw, RPP, баланс белого, FRV, UniWB и синергию

Чудовищный получился заголовок, но отражает суть.

Как я уже писал, RPP переходит на LibRaw для разбора RAW-данных. Пытливые пользователи заметили, что мы разбираем не все пресеты баланса белого у камер Kodak. Разобрали и их. Потом увлеклись и разобрали эти пресеты еще и для камер Canon, Olympus, Sony (и будем стараться поддержать еще).

Дальше, зоркий глаз заметил, что в баланс, который мы называем Camera Auto - пишется баланс белого, определенный датчиком камеры, даже если для съемки использовался какой-то пресет...

Про RPP и LibRaw

На всякий случай вот тут тоже напишу.

Raw Photo Processor переходит на декодирование RAW посредством LibRaw, вот доступны бета-версии.

В результате:

  • Будет поддержано больше камер, базовая поддержка новых будет появляться быстрее.
  • Неизбежны всякие косяки, которые мы постараемся быстро поправить.

Если вы пользуетесь RPP (или бросили пользоваться т.к. не поддержана новая камера) - тестируйте, жалуйтесь, нет жалоб - нет исправлений.

О цвете...

Илья написал статью: Color is a Slippery Trickster

Читайте, спорьте, комментируйте, ругайте.

На русском этого текста, увы, не существует.

Трудовые будни или еще раз о формате DNG

Не могу молчать, могу только материться, да и то с трудом.

Преамбула:

Даже если вот рассматривать только документированные форматы данных, там спецификации довольно расплывчатые бывают (вот, к примеру мой вопль о JPEG color profiles). Соответственно, в частности в LibRaw, мы работаем только с реальными примерами из реальной жизни, ибо наворотить создатель файла может всякого, всюду соломки не подстелишь, работаем по заявкам. Так вот.

Акт 1, LibRaw "пару месяцев назад"

Все DNG-теги парсятся в общую кучу, то есть вот если...

На третий день зоркий глаз заметил....

А вот, к примеру, Adobe DNG SDK.

Лежит такой у них на сайте, dng_sdk_1_4.zip. И лежит. Если и меняется - снаружи незаметно. 4 года уже лежит.

Но каникулы ж, можно самому себе занятие придумать. Дай, думаю, скачаю, посмотрю.

Скачал, посмотрел.

И вот действительно, dng_sdk_1_4 скачаный сегодня и скачаный года полтора назад (октябрь 2015 в моем случае) - это разные DNG SDK. Заметно так разные.

Сюрприз!

P.S. C XMP Toolkit такого свинства нет, там и файлы для скачивания со своими именами и XMP_Version.h унутре есть.

О правильных точках отсчета - дополнение

Я маленько подумал, и решил, что в моей заметке О правильных точках отсчета не хватает еще одного куска. По смыслу - между имеющейся содержательной частью и "моралью".  Вот он:

Возьмем теперь другой кадр, та же сцена снята той же камерой, но на ISO200. Размножим его аналогично (оригинал, конверсия в DNG с помощью Adobe DNG Converter, конверсия в DNG digiKam). RAW-гистограмма всех трех кадров совершенно одинакова, поэтому приведем на этот раз только одну:

...

О правильных точках отсчета

Дней 10 назад, когда появились первые тестовые RAW от Olympus E-M1-II я в них заглянул и захотел про эту камеру написать, но заела текучка, может быть еще и напишу.

В процессе написания того текста, возник отдельный пунктик, на который хочется отдельно обратить внимание на реальных примерах.

Вот, к примеру, обсуждение:

Вот это вот «определенно лучше тянется вверх» нуждается в детальном комментарии (чтобы потом на него ссылаться...

О «шумных высоких ISO»

Чем дальше в лес - тем толще!

Одним из самых распространенных заблуждений среди (цифровых) фотографов является такое:

Высокие ISO – шумные! Больше ISO – больше шум!

Это – очень вредное заблуждение (которое, в частности, загубило часть моих ночных кадров), типичный случай перестановки причины и следствия. Хуже всего то, что это заблуждение проникает во всякие фотографические курсы и ранит неокрепшие души фотографов-новичков.

Давайте разбираться на конкретных примерах.

Говорить о влиянии ISO имеет смысл, если мы зафиксировали остальные параметры, а...

О цвете ЦФК

После выхода каждой новой камеры начинаются стоны, дескать старые давали цвет, а теперь вот утеряно искусство.

А можно просто достать (линейку) и померяться.

Вот просто взять, к примеру, сырые данные (но снятые одинаково, при одном освещении, одной оптикой) и сравнить.

Вот Илья Борг взял и сравнил Canon 5D Mark III, 5Ds, 5DsR, 5D Mark IV, читайте:  Color Differences Between Cameras (извините за басурманский).

Что получается, если вкратце:

  • Если баланс белого ставить правильно (например, по камерному пресету)
  • И снимать в повторяемых условиях (свет, оптика)
  • То на ColorChecker 24
  • Разница в dE в пределах 3 единиц
  • Что - копейки и компенсируется, например, профилем камеры (заметим, в исследовании профиль камеры не применялся, а сравниваются нормализованные (к одному максимуму) и сбалансированные по белому данные).

Отчего же на практике оно не всегда так? Да от неповторяемости:

  • Разный свет
  • Разная оптика
  • Сравниваются разные сцены
  • Применяются непонятно откуда взятые пресеты/профили камер (и да, в первых версиях конверторов с поддержкой новой камеры - профиль зачастую сделан из того что было, нашли какой-то снимок мишени с неизвестным цветом и сняли).

P.S. конечно, при сравнении камер от разных производителей, авторы фильтров CFA которых решали одну и ту же задачу ("правильного цветовоспроизведения"), но (скорее всего) с несколько другими приоритетами, разница в RAW-данных скорее всего будет больше и имеет смысл строить, к примеру, простейшие матричные профили и сравнивать с их использованием.

Pages

Subscribe to Обработка RAW