Monochrome2DNG: полезный тул для пользователей конвертированных ЧБ камер
Преамбула: ч-б камеры, переделанные из цветных
Наверное не все знают, но есть в природе такие чудные штуки, как "черно-белые цифровые камеры, переделанные из цветных". Смысл в них в том, что байеровских фильтров нет, соответственно не нужен дебайер, соответственно нет артефактов дебайеризации.
Нет, есть и "настоящие", которые прямо с завода такие (лейки и фазаны), но речь именно о переделках.
У переделок - остается родная прошивка, которая о переделке не в курсе (правда я тут с изумлением узнал, что и прошивки хакают, знаю теперь новое слово Nikonhacker firmware), соответственно файлы, которые порождают переделанные в ч-б камеры имеют такие особенности:
- Они неотличимы по метаданным от цветных
- Если камера делает какую-то обработку по каналам (вроде никоновской WB preconditioning), то эта обработка делается и для ч-б изображения (для тех пикселей, которые в прошлой жизни были, к примеру, синими).
Первая особенность приводит к тому, что распространенный софт для обработки RAW считает файлы из переделанных камер - цветными и применяет к ним дебайеризацию (и баланс белого), что лишает смысла переделку.
Вторая особенность - к появлению "однопиксельной мозаики" на ровных поверхностях. Вот к примеру (это D800 переделанный в монохром, увеличение по клику):
Существует софт, в котором демозаику можно выключить (RPP, AccuRaw Monocrhome, darktable), но проблема с однопиксельной мозаикой, кажется, нигде толком не решена.
Monochrome2DNG как решение вышеописанных проблем
Не могя смотреть на вышеописанные безобразия (и имея готовую рамку для батч-обработки), мы тут выпустили утилиту, которая вышеописанные проблемы решает:
- Берет "цветной" (по метаданным) RAW
- И сохраняет его в виде монохромного DNG
- При необходимости, подавляя мозаику.
Эта штука предназначена, в числе прочего, для обработки больших архивов, поэтому она умеет:
- Фильтровать входные файлы по make/model/serial# камеры
- Определять, не подсунули ли случайно цветной файл - и если да, то такие отвергать.
Понятно, что владельцев таких камер в мире немного, наверное десятки тысяч человек, может быть несколько больше, поэтому штука очень нишевая. Делали, в первую очередь для себя.
Ссылки
- Гнездо программы, где чуть подробнее (хотя примеры все те же): https://www.fastrawviewer.com/blog/Monochrome2DNG
- Ссылки для скачивания:
- Windows 7-10/64 bit:Monochrome2DNG-0.8.3.20-x64-Setup.exe
- Mac OS X/macOS 10.6-10.13: Monochrome2DNG-0.8.3.20.dmg
- User Manual (ENG): Monochrome2DNG-Manual-ENG.pdf
- Руководство пользователя (РУС): Monochrome2DNG-Manual-RUS.pdf
P.S. У меня таких камер накопилось две, одна лишняя, если кому нужен переделаный Canon 550D с широкополосным стеклом (и ИК и УФ) - пишите, думаю договоримся.
P.P.S. Смысл переделки, помимо расширения спектра, именно отсутствие дебайера. Поэтому если вы печатаете в большой размер - смысл есть. Если вся публикация в онлайн и в размерах FullHD и мельче - смысла сильно меньше (подавление муара если только), можно и из цветного в чб сконвертировать в фотошопе.
Comments
А CFA снимали химией в своих
А CFA снимали химией в своих вариантах?
http://en.wikipedia.org/wiki
http://en.wikipedia.org/wiki/Toluene + http://en.wikipedia.org/wiki/Butanone + искра ... пшик
Z / V
Какую химию использовать я и
Какую химию использовать я и так знаю - на DPReview (и на других форумах) это обсуждалось много лет назад когда снимали CFA с D2X...
Ну не я снимал (и лучше у
Ну не я снимал (и лучше у него спросить), но да, химией.
Лично я вот - очень сильно удивился, узнав что большинство таких камер фигачат механически....
так стирать быстрее и не так
так стирать быстрее и не так опасно, как растворять долго разными составами
Z / V
Быстрее. Безопаснее для юзера
Быстрее. Безопаснее для юзера (точнее мастера).
Но процент брака, как я понимаю, выше.
И видели бы вы эти стертые, со шмотками CFA по краям....
Якобы + к настоящим камерам
Была у меня такая идейка в свое время, сейчас чет попустило. Имея Fujifilm X-E2 и неплохой набор фиксов, хотел как-то купить для экспериментов бэушную Fujifilm X-E1. Камера уже тупенькая, но для этого дела подошла. Поизучав вопрос, понял, что именно механическая терка, скажем, древесной (из апельсинового, божежмой, дерева) палочкой для снятия маникюра (специально срезанный косой край с острой кромкой) могла бы подойти. Но как-то сложилось впечатление, что до матрицы на Фуджи просто так не докопаешься, там надо еще защитный фильтр снимать, а это сложно. Матрицы зеркалок Кенона в этом плане казались проще и податливей, но у меня уже не осталось зеркальной оптики. В общем, в итоге жаба не разрешила потратить даже каких-то 200 долл под эту затею с сомнительным результатом, не говоря уже о заказе подобной процедуры у известных профессионалов.
Вопрос софтового характера меня тоже занимал, но я успокоился на ответе о функционале RPP специально для этого дела.
В последнее же время на относительно доступно попробовать меня стали интересовать смартфоны с двойными камерами. Не силен в сегодняшнем рынке, но знаю, что второй труЪ монохромной (I believe) камерой обладают последние Хуавеи (те, что рядом с Лейкой лежали) и, как оказывается, Моторола Z2 Force. Осталось только добраться к их DNG. С первым чуть сложнее, придется как-то одолжить у коллеги "--позвонить--со--своей--симкой--", там вероятности больше. А вот Моторола оказалась какашкой: она тупо не поддерживает API2 камеры от Гугла, то есть, L Camera на нее ставить бессмысленно, а сама она DNG штатно никак не отдает. А JPEG по понятной причине вообще не интересен. В сети с Huawei я пока равок не нашел. Может искал плохо. Но было бы круто, если бы эти камеры выдавали чистый незамутненный "байером" монохромный DNG.
> Iliah Borg @ DPr... Not
> Iliah Borg @ DPr... Not sure what can be done with a collection of raw files on an android, given a single pixel-shifted DNG file is about 150 megabytes.
а всякий пиксельбук с i7, 16Gb RAM, SSD уже не считается ?
Z / V
Мало их, страшно далеки они..
Мало их, страшно далеки они.....
То есть x86-андроид в природе то есть, толку то с того?
Вы попали на ТВhttps://www
Вы попали на ТВ
https://www.dpreview.com/news/9951454293/sonypixelshift2dng-combines-a7r...
А то мы не знаем :)
А то мы не знаем :)
UPD: можно, например, увидеть нас (Илью) там в комментариях....
хм а разве не попадалось
хм а разве не попадалось случая, чтобы смывание фильтров было недостаточно? теоретически кроме фильтра, фотодиоды могут еще чем-то различаться. судя по рисункам, для пикселей фазового АФ другую глубину фотодиода (в новых) делают. могут разную глубину и для обычных делать..
> судя по рисункам, для
> судя по рисункам, для пикселей фазового АФ другую глубину фотодиода (в новых) делают.
а можно пример (URL) ?
Z / V
Не тоже что DNG от Leica Monochrome?
Здравствуйте, нравится всякое про Монохром, попробовал сравнить DNG (Leica M9) с конвертацией в ACR и Вашей утилитой, ниже картинка, укроп 300%
http://image.ibb.co/duShtn/Monochrome2_DNG_ACR_M9.jpg
нижняя так и должна выглядеть? Может я что сделал не правильно?
У вас M9 - цветная же?
У вас M9 - цветная же? Светофильтры с матрицы не смыты?
Наша утилита предназначена для "есть в природе такие чудные штуки, как "черно-белые цифровые камеры, переделанные из цветных", вот для них. А не для цветных
А вы явно сняли еще галочку
А вы явно сняли еще галочку "skip processing if non-monochrome data detected".....
ага
моя невнимательность - каюсь, но все равно было интересно.
А к уже монохромной (Leica Monochrome), сей инструмент надобен?
У монохромной лейки и так все
У монохромной лейки и так все хорошо.
Эта утилита - она именно для переделанных камер. У которых сигнал уже монохромный, а вот метаданные - остались от исходной (цветной) камеры. И всякие программы считают эти файлы - цветными. А наша утилита - она для тех же RAW-данных пишет монохромные метаданные, чтобы "всякие программы" обрабатывали именно как монохром.
Вот теперь
все сознал . Спасибо
Через утилиту + ресайз до 2000 пикселей
http://image.ibb.co/iZNNdn/L1001370_dd_MMYYYY.jpg
Спасибо еще раз.
Успехов.
Раз уж встряхнули тему,
Раз уж встряхнули тему, поделюсь результатами опытов с Huawei P20 Pro. Не отдает, падла, DNG с монохромного 20-мегапиксельного сенсора. А JPEG зализанный и даром не нужен. А могли бы, рядом с Лейкой же лежат. Вот и сверкнули бы уникальностью на рынке. Может в следующих итерациях осилят?
Механическая переделка камеры в монохром... или как?
День добрый!
Давно интересует тема переделки цифровой камеры в монохром. Но не знаю, как и где. Заинтересовало, в частности, это
https://blog.mingthein.com/2013/01/06/the-multispectral-nex/
https://www.flickr.com/photos/mingthein/sets/72157632409058467/
https://www.dpreview.com/forums/thread/3558878
https://sonyalphanex.blogspot.com/2010/08/sony-nex-5-disassembled-for-in...
https://maxmax.com/maincamerapage/monochrome-cameras/fuji-monochrome (есть РАВы для скачивания)
Что об этом думаете?
А что тут думать, трясти надо
А что тут думать, трясти надо.
Maxmax и monochromeimaging.com переделывают на потоке, можно взять и купить.
Еще вот эти есть, но результатов их деятельности я никогда не видел: http://hyperdslr-mods.blogspot.com/
(у меня есть лишний/ненужный переделаный Canon 550D, в принципе, я давно хотел продать, но все руки не доходят начать)
Купить то можно, но за бугром
Купить то можно, но за бугром дороговато по нынешним временам. У нас никто не занимается?
Результаты с панасоника этого товарища http://hyperdslr-mods.blogspot.com/ на фликре не впечатлили. Это https://blog.mingthein.com/2013/01/06/the-multispectral-nex/ поинтереснее. Но он убрал все фильтры и стёкла, оставил голую матрицу.
С голой матрицей на зеркалках
С голой матрицей на зеркалках (но, возможно, на беззеркалках это не так) - автофокус ломается, нужно восстанавливать толщину пакета.
Ну и широкий диапазон чувствительности не всем нужен, от ИК дохрена лишней засветки.
Минг, как я понял, удалил
Минг, как я понял, удалил стекла и АА, а конверсию в чб делал в софте. Но особо глубоко я не вчитывался.
> Но он
> Но он
просто Ming Thein безотносительно переделки камер не без таланта
Z / V
Я только мануальной оптикой
Я только мануальной оптикой снимаю, в том числе, довоенной. Поэтому интересно. Хотелось бы приблизиться по качеству чб к плёнке. Продаётся много камер infrared conversion, с заменой фильтра на матрице, но это не то... Интересно было бы поставить простое тонкое не бликующее стекло для защиты сенсора, похожее на поверхность эмульсионного слоя плёнки.
Минг снимает в РАВ, и
Минг снимает в РАВ, и конверсия на снимках очень простая - перевод в ЧБ и всё. Снято, кстати, китовы плохеньким объективом. Если поставить хорошую оптику будет просто отлично. Мало того, что разрешение стало значительно лучше, полутона гораздо богаче передаются
Перевод в чб, если CFA
Перевод в чб, если CFA остался на месте - это дебайеризация.
По мне, так вся эта конверсия в чб имеет смысл *только* ради отказа от дебайера (который добавляет: муар, прочие артефакты, падение разрешение, усиление шума).
Во всех прочих отношениях, цветная камера гибче (потому что "перевод в чб" можно делать смешением каналов что дает возможность, по факту, наложить цветной фильтр после съемки)
Может вы и правы, однако
Может вы и правы, однако разница у Минга по сравнению с обычным Нексом (у меня есть такой же) огромная. Почему? Фильтрами в постобработке пользуюсь. Если камера хакнутая, как у Минга, то надо использовать светофильтры (традиционные плёночные) на камере?
Минг же не показывает
Минг же не показывает полноразмеры? Что можно разобрать в вебовских превьюшках?
Вообще - да. РАВы бы
Вообще - да. РАВы бы желательно глянуть...