Monochrome2DNG: полезный тул для пользователей конвертированных ЧБ камер

Преамбула: ч-б камеры, переделанные из цветных

Наверное не все знают, но есть в природе такие чудные штуки, как "черно-белые цифровые камеры, переделанные из цветных". Смысл в них в том, что байеровских фильтров нет, соответственно не нужен дебайер, соответственно нет артефактов дебайеризации.

Нет, есть и "настоящие", которые прямо с завода такие (лейки и фазаны), но речь именно о переделках.

У переделок - остается родная прошивка, которая о переделке не в курсе (правда я тут с изумлением узнал, что и прошивки хакают, знаю теперь новое слово Nikonhacker firmware), соответственно файлы, которые порождают переделанные в ч-б камеры имеют такие особенности:

  • Они неотличимы по метаданным от цветных
  • Если камера делает какую-то обработку по каналам (вроде никоновской WB preconditioning), то эта обработка делается и для ч-б изображения (для тех пикселей, которые в прошлой жизни были, к примеру, синими).

Первая особенность приводит к тому, что распространенный софт для обработки RAW считает файлы из переделанных камер - цветными и применяет к ним дебайеризацию (и баланс белого), что лишает смысла переделку.

Вторая особенность - к появлению "однопиксельной мозаики" на ровных поверхностях. Вот к примеру (это D800 переделанный в монохром, увеличение по клику):

Существует софт, в котором демозаику можно выключить (RPP, AccuRaw Monocrhome, darktable), но проблема с однопиксельной мозаикой, кажется, нигде толком не решена.

Monochrome2DNG как решение вышеописанных проблем

Не могя смотреть на вышеописанные безобразия (и имея готовую рамку для батч-обработки), мы тут выпустили утилиту, которая вышеописанные проблемы решает:

  • Берет "цветной" (по метаданным) RAW
  • И сохраняет его в виде монохромного DNG
  • При необходимости, подавляя мозаику.

Эта штука предназначена, в числе прочего, для обработки больших архивов, поэтому она умеет:

  • Фильтровать входные файлы по make/model/serial# камеры
  • Определять, не подсунули ли случайно цветной файл - и если да, то такие отвергать.

Понятно, что владельцев таких камер в мире немного, наверное десятки тысяч человек, может быть несколько больше, поэтому штука очень нишевая. Делали, в первую очередь для себя.

Ссылки

P.S. У меня таких камер накопилось две, одна лишняя, если кому нужен переделаный Canon 550D с широкополосным стеклом (и ИК и УФ) - пишите, думаю договоримся.

P.P.S. Смысл переделки, помимо расширения спектра, именно отсутствие дебайера. Поэтому если вы печатаете в большой размер - смысл есть. Если вся публикация в онлайн и в размерах FullHD и мельче - смысла сильно меньше (подавление муара если только), можно и из цветного в чб сконвертировать в фотошопе.

Comments

А CFA снимали химией в своих вариантах?

Какую химию использовать я и так знаю - на DPReview (и на других форумах) это обсуждалось много лет назад когда снимали CFA с D2X...

Ну не я снимал (и лучше у него спросить), но да, химией.

Лично я вот - очень сильно удивился, узнав что большинство таких камер фигачат механически....

так стирать быстрее и не так опасно, как растворять долго разными составами

N/A

Быстрее. Безопаснее для юзера (точнее мастера).
Но процент брака, как я понимаю, выше.

И видели бы вы эти стертые, со шмотками CFA по краям....

Была у меня такая идейка в свое время, сейчас чет попустило. Имея Fujifilm X-E2 и неплохой набор фиксов, хотел как-то купить для экспериментов бэушную Fujifilm X-E1. Камера уже тупенькая, но для этого дела подошла. Поизучав вопрос, понял, что именно механическая терка, скажем, древесной (из апельсинового, божежмой, дерева) палочкой для снятия маникюра (специально срезанный косой край с острой кромкой) могла бы подойти. Но как-то сложилось впечатление, что до матрицы на Фуджи просто так не докопаешься, там надо еще защитный фильтр снимать, а это сложно. Матрицы зеркалок Кенона в этом плане казались проще и податливей, но у меня уже не осталось зеркальной оптики. В общем, в итоге жаба не разрешила потратить даже каких-то 200 долл под эту затею с сомнительным результатом, не говоря уже о заказе подобной процедуры у известных профессионалов.

Вопрос софтового характера меня тоже занимал, но я успокоился на ответе о функционале RPP специально для этого дела.

В последнее же время на относительно доступно попробовать меня стали интересовать смартфоны с двойными камерами. Не силен в сегодняшнем рынке, но знаю, что второй труЪ монохромной (I believe) камерой обладают последние Хуавеи (те, что рядом с Лейкой лежали) и, как оказывается, Моторола Z2 Force. Осталось только добраться к их DNG. С первым чуть сложнее, придется как-то одолжить у коллеги "--позвонить--со--своей--симкой--", там вероятности больше. А вот Моторола оказалась какашкой: она тупо не поддерживает API2 камеры от Гугла, то есть, L Camera на нее ставить бессмысленно, а сама она DNG штатно никак не отдает. А JPEG по понятной причине вообще не интересен. В сети с Huawei я пока равок не нашел. Может искал плохо. Но было бы круто, если бы эти камеры выдавали чистый незамутненный "байером" монохромный DNG.

> Iliah Borg @ DPr... Not sure what can be done with a collection of raw files on an android, given a single pixel-shifted DNG file is about 150 megabytes.

а всякий пиксельбук с i7, 16Gb RAM, SSD уже не считается ?

N/A

Мало их, страшно далеки они.....

То есть x86-андроид в природе то есть, толку то с того?

А то мы не знаем :)
UPD: можно, например, увидеть нас (Илью) там в комментариях....

хм а разве не попадалось случая, чтобы смывание фильтров было недостаточно? теоретически кроме фильтра, фотодиоды могут еще чем-то различаться. судя по рисункам, для пикселей фазового АФ другую глубину фотодиода (в новых) делают. могут разную глубину и для обычных делать..

> судя по рисункам, для пикселей фазового АФ другую глубину фотодиода (в новых) делают.

а можно пример (URL) ?

N/A

Здравствуйте, нравится всякое про Монохром, попробовал сравнить DNG (Leica M9) с конвертацией в ACR и Вашей утилитой, ниже картинка, укроп 300%
http://image.ibb.co/duShtn/Monochrome2_DNG_ACR_M9.jpg
нижняя так и должна выглядеть? Может я что сделал не правильно?

У вас M9 - цветная же? Светофильтры с матрицы не смыты?

Наша утилита предназначена для "есть в природе такие чудные штуки, как "черно-белые цифровые камеры, переделанные из цветных", вот для них. А не для цветных

А вы явно сняли еще галочку "skip processing if non-monochrome data detected".....

моя невнимательность - каюсь, но все равно было интересно.
А к уже монохромной (Leica Monochrome), сей инструмент надобен?

У монохромной лейки и так все хорошо.

Эта утилита - она именно для переделанных камер. У которых сигнал уже монохромный, а вот метаданные - остались от исходной (цветной) камеры. И всякие программы считают эти файлы - цветными. А наша утилита - она для тех же RAW-данных пишет монохромные метаданные, чтобы "всякие программы" обрабатывали именно как монохром.

все сознал . Спасибо
Через утилиту + ресайз до 2000 пикселей
http://image.ibb.co/iZNNdn/L1001370_dd_MMYYYY.jpg
Спасибо еще раз.
Успехов.

Раз уж встряхнули тему, поделюсь результатами опытов с Huawei P20 Pro. Не отдает, падла, DNG с монохромного 20-мегапиксельного сенсора. А JPEG зализанный и даром не нужен. А могли бы, рядом с Лейкой же лежат. Вот и сверкнули бы уникальностью на рынке. Может в следующих итерациях осилят?

Add new comment