Туристам: про литиевые батарейки в фонариках

Второй год наступаю на грабли о которых считаю нужным сообщить.

Перед поездкой: достаю из шкафа 3 литиевых батарейки Energizer Ultimate Lithium и вставляю их в фонарик (Petzl Tikka XP)

Где-то через неделю, в поездке, замечаю, что фонарик стал хреново светить (комплекта щелочных обычно хватает на две поездки). Удивляюсь, думаю "ну в рюкзаке включился" (да и то, уж часов 40 оно должно гореть на свежем комплекте то), ужасно мучаюсь, потом как-то выхожу из положения (в прошлом году в Хатгале купили обычные щелочные батарейки, в этом - был запас, мало ли).

В прошлом году я подумал "ну может батареи были плохие" или "в рюкзаке включился", но когда в этом году повторилось, зоркий глаз решил, что два раза - уже система.

Что оказалось: далеко не все светодиодные фонарики Petzl совместимы с одноразовым литием, а только новые (в чем там проблема - не знаю). У новых моделей в описании явно указывается "совместимо с литием", а про старые есть вот эта табличка (по смыслу: все старые фонари надо подарить кому-нибудь, если вы хотите таскать литий).

Мучаюсь теперь: Tikka XP2 привычнее и мельче, MYO RXP - сильно больше (и батареи АА, а не ААА, но в смысле совместимости с прочими потребителями оно и лучше) но и сильно мощнее.

P.S. Аналогичный случай, похоже, с программируемым тросиком PIXL: литий жрет сильно быстрее обычных щелочных батарей.

Comments

ага, купил себе ХР2
ты фотки то хоть закажи пяток, другой ;)

Я как смотрю на фотки - так огорчаюсь. Такие места и так не повезло с освещением. Прямо вот депрессия начинается.

ну вот - отмазался ;)

Я решил, что у нас была рекогносцировка и присматривание точек съемки.

Удивительные краевые эффекты!

Ну литий дает всю дорогу ~1.5 вольта, вместо ~1.2-1.3 с батарей/NiMh

Т.е. если преобразователь (перед светодиодом) рассчитан на 3.6 (с трех батарей), а ему дают 4.5 - он может и обидеться.

Любопытно. А как вообще устроены литиевые батареи типоразмера AA? Дело в том, что электрохимический потенциал лития равен -3.0401 и сделать на его основе батарею выдающую 1.5 вольта проблематично. Вероятнее всего там внутри 3-вольтовый литиевый элемент и импульсный степ-даун преобразователь с высоким КПД. Но высоким не на всех разрядных токах. Так что гипотеза номер 1: в выключенном состоянии старые фонари имеют небольшое потребление и разряжают батарею. Не столько самим потреблением фонаря сколько работающим с низким КПД степ-даун преобразователем. В этом случае может помочь вытаскивание батареи когда фонарь не используется. Гипотеза номер 2: Светодиодные фонари питающиеся от 1-2 батарей AA имеют собственный импульсный степ-ап преобразователь, потребление этого преобразователя может быть очень неравномерным. В этом случае на входе фонаря можно попробовать впаять конденсатор в несколько...несколько тысяч мкф (в зависимости от частоты на которой работает преобразователь фонаря).

Там пара литий - дисульфид железа.

Уравнение есть тут: http://data.energizer.com/PDFs/lithiuml91l92_appman.pdf (на странице 3)
Пишут 'Open circuit voltage 1.8V' (а под нагрузкой я мерял - чуть выше полутора).
Никакого преобразователя в батарее нет.

Выключенный фонарь - не потребляет (у меня по году с щелочными батареями лежат), выключенная батарея - тоже не должна (у них сроки хранения лет по 10, саморазряд очень низкий, за то и любим)

Ну и по второй гипотезе - да, может быть дело в частоте. Но я предполагаю что оно проще - преобразователь рассчитан на 3.9-3.5 вольта, а получая 4.5-4.6 просто сильно греется и производит лишнее тепло.

Но тогда оно должно и обычные батарейки сжирать гораздо быстрее, потому что они как раз не 1.2, а скорее 1.5, т.е. те самые 4.5? Не могли же они всерьез расчитывать только на обычные аккумуляторы и без вариантов?
Вообще же преобразователи чаще всего очень терпимы к входному напряжению, т.е. им должно быть все равно что жрать, хоть 4, хоть 10 вольт. Разве что там не преобразователь, а просто стабилизатор стоит, который спускает лишнее напряжение накоротко. Но это надо быть очень странным, чтобы поставить такой стабилизатор в фонарик.

Обычные батарейки очень быстро падают с 1.5 до 1.2.

Но в начале там 1.5, что очень мало отличается от 1.55-1.6 одноразового лития.
Так что хреновый преобразователь зажравшиеся петцль-инженегры поставили (или там вообще без нормального dc-dc конвертора ?).

"алкалайновые" батарейки - это просто чудо какое-то :)
Это я читаю описание MYO RXP...

Это штамп. Устойчивое выражение. Надо привыкнуть, а институт русского языка его утвердит.

Да, придурки, ну а что делать то....

спасибо, очень кстати написали, уберегли от ненужной покупки - сидел вот думал брать 12шт в загашник...
тоже Tikka XP.

User referenced to your post from Туристам: про литиевые батарейки в фонариках saying: [...] Оригинал взят у в Туристам: про литиевые батарейки в фонариках [...]

Зачем люди покупают себе этот сраный пельц? загадка природы.
при наличии zebralight хошь на 123 хошь на АА или Феникса на худой конец, покупка пластмассовых тик и прочих недоразумений выглядит странно.

Ну я вот сходил к зебралайту на сайт.
Аналога Tikka XP2 (красный светодиод - важен) - не увидел.
Сходил на яндекс-маркет, "наличия" зебралайта тоже не увидел.

Ну и ладно, куплю опять Petzl. Работает, от добра добра не буду искать.

Фениксы, кстати, интересные.

Но я так умумукался в этот раз без красного фонаря, что таки XP2.

А чем полезен красный фонарь?

UPD: Ага, увидел снизу ответ.

Ниже по треду уже обсудили.

"красный светодиод - важен"

А чем он так важен?

Сохранением ночного зрения.

А чуть подробнее?

В смысле?

Ну вот, допустим, я вышел снимать звездное небо. Или даже не снимать, а просто гуляю с девушкой при неполной луне.

И захотелось мне посмотреть на карту, карту звездного неба, залезть в фотосумку, ну мало ли потребностей.

Белое освещение убъет ночное зрение на несколько минут, посмотрев на карту звездного неба - я потом ни одно созвездие не сумею сопоставить. Красное - не убьет.

Технически, проблема с разрядом вовсе не в напряжении, как таковом.
У обычных щелочных, солевых и литиевых батарей разное внутреннее сопротивление. И встроенные в старые или не очень качественные фонари регуляторы, которые являются регуляторами тока (поскольку для светодиода именно значение тока через него наиболее критично), часто изготовлены в расчете на щелочные батареи, то есть на их внутреннее сопротивление. Тогда как у литиевых (и NiMH-аккумуляторов), способных выдавать большие токи, оно отличается, а потому регулятор начинает работать в несвойственном ему режиме, что и приводит к разряду.
Решение - использовать современные фонари или те, которые специально ориентированы на литиевые батареи (например, практически вся военщина обязана питаться литиевыми батареями, как это делают, скажем, Energizer hardcase tactical). Другое решение - самостоятельная замена регулятора на готовый или самодельный.
Частота преобразования (или наличие емкости на входе преобразователя) тоже играет роль, так как внутреннее сопротивление при постоянной нагрузке и при импульсной на разных частотах может существенно различаться.

Ага, спасибо за разъяснение.

Сути дела не меняет - или руками чинить (я не по этой части), или фонарь менять или использовать щелочные батареи.

В интернетах пишут, что TIKKA XP 2 бывает "старая" и "новая". И про "новую" прямо на сайте написано, что она умеет литиевые батарейки (http://www.petzl.ru/headlamps/catalog/238_240/1721.html).

Спасибо за информацию! Лучше наверное фонарь поменять!

Заменил бы ты это старьё на приличные фонари, и проблем бы не было, и свет был бы на порядок (не преувеличение) лучше и комфортнее.

Я всецело за.

Мой идеал
- наличие красного светодиода (обязательно! в этом году без него намаялся)
- 2-3 уровня яркости (можно настраиваемые)
- рассеиватель
- мигалка
- батарейки АА

Был бы у Petzl Myo RXP красный светодиод - был бы вообще идеал. Так как его нет, целюсь в XP2
Но готов рассмотреть альтернативы.

1е требование отсекает 90-95% интересных моделей.
3е тоже отсекает процентов 80-90 , но на самом деле рассеиватель особо-то и не нужен, очень уж они неээфективно работают. Хорошо работают сменные стекла, но их на ходу не заменишь, так что снова толку ноль.

С красным из тех, что я знаю, разве что Fenix HL30 могу посоветовать.
Из интересных с 2 излучателями (дальний с узким лучом и ближний заливной) - Fenix HP25, но там нет красного и он тяжеловат.

А лучше взять 1-2-3 разных фонаря, один с хорошим, без компромиссов, средне-дальним светом, другой с красным и кучей режимов, если нужно, то и третий для ближнего заливного света (ни один рассеиватель не даст такой заливки, как линза или голый диод).
Например, 1-2-3 Зебралайта, которые я лично считаю одними из лучших (а то и лучшими) налобников.
АА имеют смысл, если хочется ипользовать фонари в холодину, где литиевые аккумы могут замерзнуть, а NiMH и литиевые батарейки ещё будут жить, а так фонари на литиевых 18650 намного интереснее.
Дорого ? так средний приличный фотообъектив в разы дороже.

Мои требования - к единому "какому-то" фонарю объясняются тем, что фонарь мне в общем случае нужен чтобы от костра до палатки дойти, а возить с собой три штуки очень уж не хочется. Оттуда же и АА - для унификации батарей с другими потребителями.
Вместе с тем, и мигалка (которая была) и красный свет (которого не было) - востребованы.

Вопрос: можно ли HL30 кормить одноразовым литием?

>>HL30 кормить одноразовым литием?

Кормить можно, но при этом слетает слабый режим, это проблема всех примитивных драйверов с 2 АА, которые умеют работать только на повышение. Они ничего не могут сделать, если для слабых режимов нужно подать напряжение, мЕньшее, чем то, что они получают на входе.
Там даже на свежей шёлочи слабый режим в первые минуты недоступен.

http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=11540
там ещё несколько обзоров есть.

>> фонарь мне в общем случае нужен чтобы от костра до палатки дойти,

Я для прогулок в тёмное время предпочитаю Зебру 600w. Уровни света от 0.1 до 645 лм, хватает на все случаи.

Ну вот начинается. У зебр - нет красного варианта (сняли с производства). Этот HL30 - будет высасывать батареи.

В гробу, вот есть XP2, которая кроме требований по АА подходит, а варианты которые "лучше" - для моих требований оказываются не приспособлены.

Я как-то тоже больше предпочитаю NiMH аккумуляторы. И в холод лучше работают, и эффект памяти практически отсутствует. Правда циклов заряда имеют поменьше, но тут приходится выбирать что важнее.

И о левых литиевых батарейках http://www.candlepowerforums.com/vb/showthread.php?368183-Sanyo-CR123a-l...

Ну вот с 1.5-вольтовыми пока не нарывался.

Ну дак проще один раз купить хорошие акумы ампера на 2,5 и зарядку к нему например от солнечной баареи и проблемы нет )))

Вы пробовали солнечные батареи в походе?
Я - пробовал: http://blog.lexa.ru/2011/08/15/o_solnechnoi_energetike.html

Да, если ехать куда-то на месяц, стоять там базовым лагерем - это реально и может быть осмысленно. На две недели - смысла нет. Без базового лагеря и дежурного по косинусу - тоже нет.

Add new comment