Про Sony A7R-II. Часть 1: общие впечатления, использование с родной оптикой

В начале 2014 года я покупал Sony A7R в качестве задника к уже имеющейся оптике (основной байонет Canon, немножко других систем через переходники): Canon ничего больше 20Mpix не предлагал и было обидно. Идея была в том, чтобы пересидеть до 5DS R (тогда этого названия еще не было) и продать.  Однако в процессе владения A7R я успел купить немного родной (и почти родной) оптики: 35/2.8, 55/1.8 и 135/2.8 STF и отступать стало некуда (35/2.8 мне не показался и я его продал, а другие два – чудо как хороши), пришлось апгрейдиться: к A7R было много претензий именно как к фотокамере (не к матрице), а вторая версия обещала золотые горы.

Я имею камеру в руках вот уже третью неделю, тестировал ее по большей части с родной оптикой (в основном 35/2 и 55/1.8, меньше с 90/2.8  70-200/4, которых взял напрокат) и по меньшей части – с оптикой для Canon (Sigma 35/1.4 и 50/1.4, Canon 70-200/4). Про использование с кэноновской оптикой - напишу отдельный текст, там много подводных камней о которых я теперь знаю.

Необходимо еще заметить, что первую A7R я продал примерно два месяца назад и сравнить новую камеру со старой непосредственно не могу, приходится довольствоваться собственной мышечной памятью и большим архивом снятых на A7R снимков (для анализа, например, провирался ли автофокус).

Интернет переполнен обзорами Sony A7R-II, от положительных до восторженных (есть пара исключений). Этого добра вы прочитаете и без меня, а я буду оригинален и расскажу, что мне в этой камере не нравится на основании личных впечатлений и детальных тестов Джима Кассона, которому я очень доверяю (потому что он не стыдится сообщить, что ошибся; потому что когда получаются неустойчивые результаты – он об этом пишет).

Впрочем, сначала о хорошем.

Хорошее

Не могу не отметить большие положительные сдвиги относительно первой A7R:

  • Звук затвора более не убивает птиц на лету. С электронной первой шторкой он не громче чем у 6D (может и чуть потише), с механической – гораздо тише, чем у первой версии камеры.
  • Электронная первая шторка полностью лечит проблему сотрясений от затвора.
  • Автофокус стал лучше, хотя это именно впечатления «в сравнении с тем, что я помню», про автофокус подробнее – ниже.
  • Стабилизатор в тушке, реально хороший: 35-мм и выдержка 1/10 вполне совместимы, можно не очень крупно печатать; 90-мм и 1/15 дают кадры, пригодные для онлайн-публикации.
  • Байонет металлический и вполне плотный, люфты стали сильно меньше, менять на 3rd-party не надо.
  • Еще одна программируемая кнопка.
  • Сони неявно признала жручесть камеры и то, что режим «2 часа снимаем – 4 часа заряжаем через USB» - неприемлем. Поэтому в комплекте теперь идут две батареи и сетевой зарядник (зарядник – хороший; особенность FW50 в том, что контактные лепестки в неправильно сделанном заряднике легко мнутся, но соневский – сделан правильно).

Ну и есть еще миллион всяких плюсов, о которых вы прочтете у восторженных тестеров. Из потенциально важного для меня – упомяну еще, что вроде бы сильно полечены проблемы с дальномерной (леечной) широкоугольной оптикой, больше нету малиновых углов.

Теперь же хочется перейти к тем минусам и недоделкам, которые я считаю важными (в первую очередь – для себя).

Часть 1: общие свойства камеры

Данные, полученные по чужим обзорам

Сошлюсь еще раз на блог Джима Кассона, потому что данные по большей части оттуда (что-то я буду перепроверять, конечно)

Формат RAW, внутрикамерная обработка RAW

Формат Raw не изменился, это все те же 11+7 бит, артефакты на контрастных границах обязательно будут, другой вопрос что шансов с ними столкнуться всерьез – невелики (как и на других камерах Сони), но они есть.

Как и другие камеры серии A7, рассматриваемая переходит в 12-битный режим в случае

  • Silent shooting (но НЕ электронная 1-я шторка)
  • Съемке сериями
  • Bulb-выдержки (любой длины, даже секунда)

К сожалению, удобный режим брекетинга, когда по нажатию кнопки делается 5 (или 3) кадров с вилкой – это именно съемка сериями. Как следствие, если мы брекетингом хотим найти оптимальную экспозицию и спасти, скажем, стоп в тенях – мы этот стоп серийной съемкой убьем, потеряв битик. Ужасно обидно, потому что режим – удобный.

Кроме того, на длинных Bulb-выдержках (длиннее секунды) – включается дополнительное шумопонижение, которое нельзя выключить.

Выключаемое же шумопонижение, если его включить, ухудшает отношение сигнал-шум

Правильные ISO

Правильный ряд ISO, судя по всему, 100-200-640 (на 640 переключается усиление и темновой шум на 640 – ниже чем на 400).

Это не недостаток, просто эту особенность надо знать и если рука тянется поставить ISO400 – ставить 640 («если интересует результат»).

Перегрев

Камера – нагревается на длинных выдержках (сериями) и сначала начинает больше шуметь, а потом перегревается – может и вовсе отказаться снимать (на перегрев и отказ работать – налетали видеографы в режиме 4k, у кого-то через 7 минут съемки камера выключилась, у кого-то – через 20; в фото-режиме отказ вроде не обнаружен).

Понятно, что эффект зависит от забортной температуры и я его буду изучать (при комнатной температуре) для двух нужных режимов: дневного таймлапса (кадр с короткой выдержкой раз в 5 секунд) и ночного таймлапса (20 сек. выдержки раз в 21 секунду).

Электронная первая шторка

Не тестировал сам, верю Джиму Кассону на слово:

Таким образом, EFCS надо выключать начиная с 1/1000 (1/500?) и короче.

Общие личные впечатления

Общая эргономика камеры

  1. Камера стала заметно тяжелее. Казалось бы, 160 граммов – ерунда, ан нет, разница есть и чувствуется.  A7R по ощущениям была очень близка к Олимпусу E-M5 с привинченой ручкой, новая – шеей ощущается как более тяжелая.
  2. Переднее колесо в стиле Nikon – мне не нравится. Это не означает, что оно не понравится всем, но вот в старой камере у меня палец сам ложился куда надо (после привычки к кэнону), а с новой приходится себя заставлять.
  3. Меню.
    Меню стало еще больше, а какой-то вменяемой группировки по функциям – не появилось, раздражает еще более (пока найдешь нужный пункт – пролистать приходится страниц 10). Ужасно страдаю без юзерского меню, куда можно было бы вынести нужные настройки (частично это лечится настройками меню Fn, но не все туда можно вынести, скажем включение/выключение 1-й электронной шторки – нельзя).

Потребление электричества

Детально не тестировал, но нет впечатления, что что-то изменилось. Двухчасовая фотопрогулка запросто может высадить аккумулятор с 100% до ~30 (в существенной степени, как я понимаю, за счет постоянных переключений видоискатель-экран если камера висит на пузе и не выключается, вот перешел на ручное переключение, посмотрим что будет).

EVF

EVF не стал принципиально лучше. В темноте и сумерках – лучше зеркалки, на солнце – сильно хуже зеркалки (то что там есть увеличение – другой вопрос).

Замер

По первым впечатлениям, ведет себя так же как A7R, то есть предпочитает положить средний тон на уровень ~1000 в RAW т.е. на 4EV? 3.7EV ниже насыщения (смотрите в комментарии, мне там указывают что скорее 3.7, я пока спорить не буду). В большинстве (не слишком контрастных) случаев, поправка +1 работает хорошо (но губит JPEG-превью, конечно).

Использование с родной оптикой

Ручной фокус

Ручной фокус тестировался в первую очередь с Loxia 35/2 и немножко с родным 55/1.8

В сравнении с A7R, стандартное увеличение, которое само включается при сдвиге кольца фокусировки – недостаточно. Включается x5 (в A7R было, кажется, x7.5, но не помню уже), этого мало и КАЖДЫЙ раз приходится жать кнопку дополнительного увеличения. Раздражает. Бесит. Выбешивает. Настройку, чтобы сразу было x12.5 – не нашел.

Кроме того, есть вот ощущение, что настройки Focus Peaking в режиме увеличения стали менее агрессивными (относительно A7R). Если на старой камере я быстро наводил именно по блесткам пикинга (при стандартном увеличении), то теперь для Focus Peaking: Low этих блесток при увеличении практически не видно (если не снимать что-то очень контрастное, вроде черных букв на белом мониторе). Возможно, потребность дополнительно увеличить картинку при ручной наводке связана именно с этим.

Автофокус

Камера тестировалась с:

  1. Sony/Zeiss 55/1.8 – снято много
  2. Sony 70-200/4 – тестировалось пару дней, снята тестовая серия для сравнения с Canon 70-200/4 (пейзажная «на бесконечности»)
  3. Sony 90/2.8 Macro, был у меня в руках 1 день, снято мало.

По большей части тестировалось в режиме AF-S, следящий режим нужно осваивать долго и я пока не успел.

  • Режимы.
    Перепробовав разные режимы, я остановился на точке размера M(edium). Маленькая – слишком мелкая, большая точка – крупновата, зонная фокусировка хватается за все подряд.
    Сравнение с Canon 6D (ниже) делалось с центральной точкой у Canon (опять же, включение всех точек – и наводится оно на что придется).
  • Точность
    • Автофокус с родной оптикой вполне точный, если вы торопитесь, на него можно смело полагаться, каких-то больших ошибок нет.
    • Вручную (с включенным максимальным увеличением) – я навожусь несколько точнее и это будет видно при съемке на открытой диафрагме. Начиная где-то с f/5.6 – автофокус уверенно попадает примерно в середину DOF и, наоборот, DOF настолько широка, что поймать серединку кольцом фокусировки сложнее.
  • Скорость
    (в сравнении с Canon 6D): перефокусируемся «ближний – дальний» (ближний - близко к МДФ у оптики, кроме макро), смотрим на скорость и устойчивость органолептически, без секундомера, просто по ощущениям:
    • ~50мм (Sigma 50/1.4 vs Sony 55/1.8). Кэнон сильно быстрее, разница большая.
    • ~100мм (Canon 135/2 vs Sony 90/2.8, извините, но автофокусного макро-сотки под кэнон у меня нет, подобрал из того что есть). Кэнон несколько быстрее.
    • 70-200mm (70-200/4@200 в обоих случаях) – Кэнон несколько быстрее, разница еще меньше, чем в предыдущих случаях.
  • Устойчивость АФ (хантинг, зависания «не смог сфокусироваться»)
    • На «нормальных объектах» - хантинг у Сони происходит в разы чаще (чем у Кэнона на сравнимой оптике), чаще всего на 90-мм, иногда на 200, очень иногда на 55.
      Полный цикл хантинга на 90-мм макро занимает секунд 6, на остальных – не удалось воспроизвести достаточно устойчиво, чтобы хоть как-то померять.
    • На периодическом объекте (жалюзи):
      •  Sony/90mm – фокусируется обычно через жалюзи (редко – на жалюзи), иногда не фокусируется никуда.
      • Canon/135mm – фокусируется обычно (3/4 случаев) никуда, если смог поймать фокус, то обычно это жалюзи, редко-редко – через них.
      • В-общем, сочетание фазового и контрастного АФ на таком объекте работает сильно лучше, чем чисто фазовый на зеркалке.
  • Трекинг (игрался, серьезными тестами это сложно назвать т.к. нет методологии):
    • Очень удобно то, что хорошо видно куда затрекалось.
    • При фокусировке на протяженный объект – трекинг может переползти по этому объекту, скажем с передней грани на боковую. Неудобно.
    • Трекинг по лицам – много не тестировал, своего мнения пока не имею, нужно заниматься систематически.
  • Выбор точки АФ неудобен. Максимум чего удалось добиться – это посадить Focus Settings на настраиваемую кнопку, после чего три колеса камеры начинают этим управлять: переднее и «заднее верхнее» двигают область фокусировки, «заднее заднее» - переключает режим.
    Плохо тут то, что «заднее заднее» - легко задеть и текущий режим сбить. Возможно, упорные тренировки помогут.
    Я бы предпочел какую-то кнопку, которая включает только выбор области фокусировки, но не смену режима, я такой не один, может быть Sony услышит.

Несомненно, автофокус в A7R-II – это большой шаг вперед относительно A7R. Пользоваться им можно (да и в A7R было можно), но вот с имеющейся у меня на руках оптикой – среднего уровня зеркалка (Canon 6D) и быстрее и устойчивее.

Возможно, сочетание большого количества датчиков и продвинутых следящих режимов по лицам – будет творить чудеса, но пока чудес я не видел.

Стабилизатор изображения

Стабилизатор неплох. Я не знаю как считать эти самые стопы стабилизации, но вообще вот для 36-40+Mpix разрешения уверенный режим съемки с рук без стабилизатора – это скорее 1/«удвоенное фокусное» (и результат можно печатать А4), для крупной печати – «учетверенное фокусное».

На A7R-II меня вполне радуют (и можно печатать А4)

  • 35-мм и выдержка 1/10
  • 90-мм и выдержка 1/15

То есть получается, что стопа 3-3.5 стабилизатор дает.

Выводы

  1. Пользоваться камерой можно :)
  2. Плюсы
    1. Основные проблемы A7R, которые раздражали более всего потому что не давали сделать снимок (тряска, люфты в байонете) или просто раздражали (громкий затвор) – полечены.
    2. Добавлено много всего для съемки с рук (стабилизатор, фазовый АФ), камера из «задника» стала полноценной камерой.
  3. Старые и новые минусы
    1. Остались проблемы формата записи RAW (которые проявляются не только на единственном кадре со звездными треками).
    2. Осталась проблема перехода в 12-битный режим в полезных режимах (BULB, съемка сериями).
    3. Неравномерность экспозиции с электронной шторкой на коротких выдержках – и нужно постоянно следить за выдержкой, включая шторку при 1/250 и короче (особенно при съемке со штатива длиннофокусной оптикой) и выключая ее – при более коротких.
    4. Неотключаемое шумопонижение в BULB на длинных выдержках.
    5. Рост шума при нагреве, перегрев (нуждается в изучении).
  4. Мнение о невероятном автофокусе - преувеличено.

Соответственно, общее впечатление от камеры – сложное:

  • Потенциал большой, но некоторые мелочи (12-бит в полезных режимах, перегрев) сильно раздражают, потому что будут мешать многим видам съемки (длинные выдержки, брекетинг, длинные серии).
  • Есть много интересных фишек для съемки с рук (следящий АФ по лицам и глазам), но базовый функционал того же АФ – ну никак не лучший на рынке.
  • Камера требует избыточного внимания при съемке (в случае родной оптики – речь в первую очередь про EFCS).
  • Для системы появилось много интересной оптики (Цейссы в первую очередь), но вот «базовые зумы» 24-70 и 16-35 не тянут эту камеру по классу (сужу по большому количеству чужих фотографий, в руках не держал), сильно не хватает чего-то вроде 135/3.5 с родным байонетом (с качеством, соответствующим матрице).

С учетом текущей цены (которая в баксах – примерно как у A7R на старте продаж, но курс вы сами знаете) и старых (и сниженных) рублевых цен на предыдущие версии А7, если вы снимаете в основном с рук – советую посмотреть еще и на А7-II, там не такой многоточечный автофокус, ну так и цена не такая. Если нужны бешеные мегапиксели (которые реально достижимы только с жесткого штатива) - вариантов сильно меньше, конечно. Ту же A7R рекомендовать могу только для съемок (со штатива) фокусным не длиннее 135-мм, либо избегая критического диапазона выдержек 1/15-1/100 (замена байонета на металлический ситуацию несколько улучшает).

Comments

Спасибо.

Про меню согласен, на 7R мне хватает терпения долистать, а тут уже слишком много страниц и разбросанности.

Фокус, сне сказали в Сони, задумывался для широкой зоны и лиц (ну и/или Lock ON). И мол "они не думали, что понадобиться быстро выбирать точку фокусировки". Что, конечно, рука-лицо, на А99 и А77 джойстик-то есть.

Колеса новые мне тоже мне понравились.

АФ на жалюзи это интересный вариант. С ним засада, что и контраст и фазовый у Sony не цепляет полностью горизонтальные объекты и фигово цепляет почти горизонтальные, а у 6D всё ж честный крест.

Про качество LiveView напоминают, что надо включить HighQuality в меню. Я когда камеру на презентации держал, листал очень долго и сразу не нашел. Оно и на 7R было, но там по умолчанию качество стояло.
Хотя с увеличением это, конечно, не поможет.

HighQualty - включен, но рука все равно тянется к увеличению. На A7R не тянулось. То что нельзя включить сходу 12.5 - выбешивает.

Что касается жалюзи - это известный ТРУДНЫЙ пример для фазового АФ. Он абсолютно непоказателен в реальной жизни, речь скорее о продвинутости алгоритмов, соня с проблемой "в общем" справляется.

Ну меня и на 7R выбешивала и на NEX-5,
в общем - везде

16-35 вроде нормально тянет на закрытых, в диапазоне 16-28. А 24-70 по углам самым всегда плох.

Я, тем не менее, всерьез созрел продать олимпус. Исходя вот из идеи, что углы я покроплю и результат будет лучше.
Выбираю между 16-70/4 (в APS-режиме) и 24-70, но блин 16-70 тоже ж так себе по углам (APS-ным).

они оба по углам оставляют желать;-(
16-35 из зумов лучше всего родных на Е

Да, надо их пинать и побольше.

Это не первая статья на DPR про это, а 3-я или 4-я.
Плюс, постоянно там в форумах.
Плюс пару раз были на SAR

я знаю метод - на след. большой фотофорум надо нанять Femen !!! и на стенд Sony .

Z / V

Художника Павленского!

Femen прибивающих художника Павленского :)

> 4EV ниже насыщения.

я вижу 3.7 !

Я систематически не мерял пока, зима длинная, все успею.

На обычных моих тестовых сюжетах я вижу серый в районе 1000 (после вычитания черного)

наверно все зависит от точки взгляда - вот здесь 3.7 или 4 ? точечный замер по расфокусированному экрану монитора, А режим, EV = 0

http://s24.postimg.org/vwg7sy95x/DSC07975_20150904_120913_Raw_Digger_Scr...

http://s1.postimg.org/8a82kozq7/DSC07975_Sel_3759_2272_313x279.png

Тут - 13.5 раз, т.е. 3.73 стопа.

При дневном ББ - по ощущениям (и всяким тестовым кадрам, которые я посмотрел когда писал) - капельку побольше.

Систематически я померяю, пока я поставил консервативно поправку в +2/3 вместо старых 1.0 и набираю статистику

(про ваши настройки камджипега для сони - прочитал уже, тоже буду пробовать постепенно)

> При дневном ББ - по ощущениям (и всяким тестовым кадрам, которые я посмотрел когда писал) - капельку побольше.

вот специально вытащил белую картонку на яркое солнце 40.43 градусов северной широты 13:30 дня - тот же самый результат кстати зеленые каналы в центре кадра, min 1200 - max 1253 - avg 1228 ... есть непроверенная теория ОБС что может быть какие-то настройки камджепга что-то меняют в том числе и в точечном замере...

Z / V

Z / V

я добавил width=400, а то рвет!

Да, теории про настройки и замер ходят, но мне никогда не удавалось их подтвердить.

На зеркальных сонях была настройка Zone Matching, а тут её и нету

A7S почему не рассматриваете?

У меня ее нет - вот и не рассматриваю

5ds R будете брать ? )
Я подожду 5D mk IV и 6d mk 2. Если они там сделают мегапикселей 40, то нафиг 5ds.
Ну и чем ответит Никон. Глядя на MTF свежей оптики Никона, хочется весь Кэнон продать.

Думаю да, буду брать. Их сейчас в москве в наличии буквально единицы, как мне кажется, поэтому вопрос вот - то ли подождать конкуренции продавцов, то ли посчитать что курс бакса будет только расти и покупать по ~MSRP.
В любом случае, надо часть ненужной оптики распродать, а то бюджету нету.

Что же про оптику, то мне отступать некуда: я никоновскую оптику (кроме чисто электронной диафрагмы) могу использовать на Sony и Canon, а наоборот - нет. Ну и как я буду тот же 135/2 менять, если он с момента (моей) покупки вдвое подорожал?

Ну и никон ответит, судя по всему, сенсором от A7R-2, потому что других то и нету

Любопытно было почитать. Вот блин, топтались-топтались на месте и сдвинулись немного вперед. Меня в ней больше всего интересует BSI матрица и насколько лучше стало со сторонней дальномерной широкоугольной оптикой. A7 II уже выпустили, теперь ждать следующего цикла, пока в нее вставят BSI. И если на A7R II проблема с колор-шифтом и мазней решилась, а на A7S ее практически не было из-за большой площади пикселя, то логически можно заключить, что на A7III, если оставят 24 Мпикс, то будет вообще красота... если к тому времени Лейка не выпустит наконец коробку, подобную Q, но с байонетом.

чем больше сенсель тем меньше надо BSI ...

Z / V

Кассон пишет, что колоршифт стал меньше.

Еще более тонкие стекла ставят. И на A7R и (уже) на A7R-II. Говорят, тоже помогает.

Да, пардон. Перед тем, как умничать, надо было позырить источник :). Полистал только что и дошел до этой части. Что ж, колоркаст лучше (он зависит от самой матрицы), мазня по краям все та же (дело рук бутерброда стекол перед ней), то есть +400 долларов за сервис Kolari и тогда будет относительно лучше. А это на сегодня уже 3600 долл + пересылка камеры.

Так можно у них converted купить. A7-II - $2049,

Хорошо, что есть готовая камера, но это ведь только smearing решит, колоркаст-то остался с первой, хоть и не такой дикий как на A7R.

По-моему, Джим Кассон переделывал какую-то старую камеру и результаты тоже описывал.

Меня тема не волнует совсем, оптики такой нет, я не вчитывался.

не удержусь - сошлюсь на самого себя. Недавно "проапгрейдил" свой Canon 5D-II - в поисках динамического диапазона и видео как бонус - пощупать), тзмаявшись в ожидании обновы от Кэнон и отчаявшись дождаться прежде, чем мой марк-два даст дуба...

Камеру - люблю и ненавижу :) Внутри она прекрасна (во многом просто великолепна), но пользоваться этим великолепием "практически совсем невозможо".

Вот тут издил душу с ледяняшими кровь подробностями :) читать

А я вот только что с прогулки с 5DS, новую оптику выгуливал.
А до этого, с августа, выгуливал практически только соню.

Так вот
1) Да, конечно, у кэнона эргономика получше
2) Но к соневской можно привыкнуть (да, можно)
3) И после этого привыкания - гораздо меньшие размеры рулят.