RawDigger 0.9.15 (RC1): удобное профилирование камер
В очередной раз предлагаю потестировать Release Candidate свежего RawDigger:
- RawDigger-0.9.15-RC1-RU-Setup.exe - Windows, 32 бита.
- RawDigger-0.9.15-RC1-x64-RU-Setup.exe - Windows, x64
- RawDigger-0.9.15-RC1-RU.dmg - Mac, 32/64 бита
В версии 0.9.14 в RawDigger была добавлена удобная работа с цветовыми шкалами, но результат этой работы выводился в виде усредненных RAW-значений: в диапазоне значений камеры, без баланса белого, без гамма-коррекции. Как следствие, для нормального использования в программах профилирования эти данные приходилось предварительно обрабатывать в Excel или подобных программах: накладывать ББ, масштабировать, гамма-корректировать.
Версия 0.9.15 исправляет этот недостаток, теперь можно получить CGATS-файлы, пригодные для прямого скармливания в Profile Maker, Argyll и подобные программы.
Кроме этого, 0.9.15 умеет корректировать неравномерность освещения мишени.
Подробности:
1. Мишень при съемке следует располагать на какой-то ровной матовой поверхности. Идеальна большая серая карта (или стальная пластина, равномерно покрашенная серой краской), я в своих экспериментах использовал просто лист белого матового пенокартона.
Как-то так:
2. Кроме снимка мишени - потребуется и снимок этой ровной поверхности. С той же позицией камеры, с тем же освещением, с той же диафрагмой (чтобы и виньетирование объектива тоже скомпенсировать), да и выдержку тоже можно оставить:
3. Грузим снимок цветовой шкалы в RawDigger и натягиваем на цветовую мишень Selection Grid (подробности описаны в мануале):
Жмем в управлении Grid-ом кнопку Selection to Samples, появится табличка с замерами. Она нам пока не нужна...
4. Переходим теперь к снимку ровного поля не трогая Selection Grid (File-Open или просто переход к следующему/предыдущему файлу):
5. В таблице самплов (которая обновится при загрузке файла с ровным полем) жмем Save Samples и выбираем формат Flat Field Data:
RawDigger FlatField Data 4 24 channels/samples Filename: IMG_0083.CR2 Frame: 1 Sample_Id Sample_Name R G B G2 1 A1 0.967360 0.964297 0.960413 0.965807 2 A2 0.956440 0.954405 0.952269 0.955992 3 A3 0.948958 0.947742 0.945119 0.949574 4 A4 0.938201 0.937867 0.937006 0.939611 5 B1 0.972980 0.974254 0.973038 0.974874 6 B2 0.965116 0.966096 0.965530 0.966992 ....Эти цифры - в линейной шкале, самый яркий патч - 1.0, остальные - чуть меньше. В моей таблице - патч A4 примерно на 6.2% темнее, чем самый яркий (самый яркий у меня F1 - я его не привожу для экономии места, но там все 4 канала - 1.0).
6. Теперь возвращаем снимок с цветной шкалой (Selection Grid остается на том же месте - и продолжает точно попадать в нужные места) и опять жмем Save Samples в табличке замеров.
Но теперь мы выбираем формат CGATS и пользуемся всеми тремя новыми фишками:
- Галка Flat Field Normalization - выбираем (с помощью кнопки [...]) файл .FFD, который мы сохранили на предыдущем шаге, когда было открыто ровное поле.
- Галка White Balance - выбираем ту клетку сетки, которая серая (для Color Checker - C4 или D4)
- Галка Data Scaling and Gamma - ставим нужную нам гамму (обычно 2.2) и нужное максимальное значение в файле (242..250 обычно хорошо работают)
CREATED "03/06/2013" # Time: 17:29 INSTRUMENTATION "RawDigger" MEASUREMENT_SOURCE "Filename=IMG_0082.CR2 Frame=1" MEASUREMENT_SOURCE "CameraMake=Canon CameraModel=EOS5DMarkII ISO=200 Shutter=1/8 Aperture=f/8.0 BlackLevel=1023 Channels=RGBG" MEASUREMENT_SOURCE "FlatFieldFile=I:/D30/cc24/IMG_0083_CR2.ffd FlatFieldChannelAverage=no WhiteBalanceSample=C4 Gamma=2.20 MaxValue=242.00" NUMBER_OF_FIELDS 8 KEYWORD "STDEV_R" KEYWORD "STDEV_G" KEYWORD "STDEV_B" KEYWORD "SAMPLE_NAME" BEGIN_DATA_FORMAT SAMPLE_ID SAMPLE_NAME RGB_R RGB_G RGB_B STDEV_R STDEV_G STDEV_B END_DATA_FORMAT NUMBER_OF_SETS 24 BEGIN_DATA 1 A1 104.89 87.44 78.02 5.35 3.59 5.11 2 A2 178.90 122.84 78.51 4.78 3.33 5.16 3 A3 67.02 85.37 129.58 6.79 3.69 4.38 4 A4 242.00 240.21 235.16 4.94 3.64 4.44 5 B1 171.76 145.70 136.21 4.66 3.15 4.29 6 B2 87.04 105.30 149.08 5.64 3.34 4.11 7 B3 111.91 133.32 98.98 5.07 3.14 4.55 8 B4 202.71 202.50 201.06 4.98 3.42 4.16 9 C1 108.20 123.47 143.34 5.13 3.15 4.20 10 C2 157.11 100.07 97.38 4.61 3.34 4.50 11 C3 138.73 79.96 68.20 4.74 3.57 5.48 12 C4 157.38 157.38 157.38 4.71 3.18 4.21 13 D1 99.33 101.13 79.36 5.31 3.35 5.01 14 D2 82.84 73.66 93.39 5.69 3.64 4.73 15 D3 211.96 181.74 102.57 4.59 3.17 4.54 16 D4 119.31 118.83 119.32 5.02 3.26 4.38 17 E1 128.53 133.04 158.22 5.05 3.41 4.21 18 E2 166.94 170.40 112.41 4.49 3.06 4.47 19 E3 152.86 109.12 134.22 4.75 3.28 4.15 20 E4 87.79 88.14 88.79 5.64 3.46 4.75 21 F1 144.68 177.61 172.33 4.76 3.47 4.33 22 F2 193.47 150.80 87.54 4.71 3.24 4.69 23 F3 95.29 134.95 158.05 5.57 3.37 4.42 24 F4 57.91 57.55 56.99 7.47 4.20 5.97 END_DATA
Comments
И куда потом этот профиль?
И куда потом этот профиль? :)
Ясно, что он должен быть входным профилем конвертера -- но кто поддерживает?
RPP - поддерживает. C1 -
RPP - поддерживает.
C1 - полагаю тоже (но надо проверять)
С С1 как-то плохо у меня
С С1 как-то плохо у меня получалось с внешним профилем. А Адоба всё сама делает... Причём сомнительно.
RPP тоже умеет само Но
RPP тоже умеет само
Но компенсация неравномерности реально помогает. А этого RPP не умеет, адоб - тоже.
Если получилось плохо -
Если получилось плохо - хотелось бы посмотреть снимки поля и мишени
Я пробовал без компенсации
Я пробовал без компенсации ещё, довольно давно. Я попробую с RawDigger ещё раз на выходных.
Rawtherapee, Iridient
Rawtherapee, Iridient Rawdeveloper, Bibble - тьфу AfterShot Pro, PhotoNinja,...
Я слов-то таких не знаю! :) В
Я слов-то таких не знаю! :) В отличие от RPP и C1. Не, вру, RawTherapee знаю. Ужоснах.
А что, этим кто-то пользуется всерьёз? Ну на Линуксе ладно, а вот те, у кого выбор есть?
А можно совсем-совсем в двух словах что за профиль мы полу
А можно совсем-совсем в двух словах что за профиль мы получили на выходе и куда его надо засовывать, чтобы получить наблюдаемый результат?
В результате Вы получите CGATS с данными Input Device для си
В результате Вы получите CGATS с данными Input Device для системы профилирования. Для получения профиля по этим данным нужно рассчитать сам профиль. Для Argyll это делается 2 командами
txt2ti3 -v -i CGATS_From_RD.txt Orig_Digital_ColorChecker_SG.txt Data4ProfileCalculation
colprof -v -A "CameraMake" -M "CameraModel" -D "Profile Description" -C "Your Copyright" -y -qu -aG -nc -O ProfileName.icc Data4ProfileCalculation
Получится стандартный матричный профиль, использовать его можно в любой программе, позволяюшей присваивать входные профили.
О, спасибо большое.
О, спасибо большое.
Из конверторов - RPP (без вопросов) и C1 (с некоторыми вопро
Из конверторов - RPP (без вопросов) и C1 (с некоторыми вопросами: есть мнение, что матричные профили C1 не любит).
Но. Так как RawDigger позволяет дешево офигачивать любые прямоугольные мишени, можно взять мишень в которой побольше патчей (ColorChecker SG, к примеру), построить табличный профиль - и его C1 наверное лучше сжует.
С матричными профилями в C1 не будет работать встроенная кор
С матричными профилями в C1 не будет работать встроенная коррекция профилей.
Оффтопик: а чем бы ты сейчас
Оффтопик: а чем бы ты сейчас обрабатывал сканы слайда? Я всё сканю на Nikon 9000 в NEF (но ясно, что там не баер), а дальше фотошопом (ACR'ом), но результат мне нравится очень не. В смысле, если в случае цифрофото особых претензий к Adobe у меня всё же нет (если не сравнивать с результатами RPP, а вот так, без сравнения), то к обработке сканов слайдов есть вопросы даже без сравнения.
Ну так можно сканировать
Ну так можно сканировать VueScan-ом в DNG, а дальше RPP.....
А VueScan научился нормально
А VueScan научился нормально ICE'у? Тому, что с инфракрасным каналом?
Я его пробовал когда у меня была Minolta 5400 Elite под узкую плёнку -- это был страх и ужас даже по сравнению с родным софтом, не говоря о SilverScan. Но это было давно.
Когда я еще сканировал узкую
Когда я еще сканировал узкую пленку (т.е. лет 8 уже назад), на Минольте оно было действительно не очень, а на Никоне - нормально.
Только вуесканом и сканировал, остальное все (и никоновский софт и Silverfast) - совсем же ужасное.
SilverFast ужасен, а
SilverFast ужасен, а никоновский софт простой и эффективный -- вставил холдер с 3-мя кадрами, ткнул в batch scan, 15 минут куришь. Но я попробую VueScan, спасибо.
Правда вот RPP упирается всё в тот же мак. На моём Q9550 в VMWare MacOS X работает с непередаваемой неторопливостью :(
Главное, что бы оно не
Главное, что бы оно не оказалось принципиально лучше никона. Потому что тогда я захочу пересканировать всё и хозяин сканера меня убьёт.
В те незапамятные годы -
В те незапамятные годы - негатив в Vuescan был куда лучше никона. Слайд - просто лучше.
А будет ли когда-нибудь
А будет ли когда-нибудь RawDigger под Linux, FreeBSD ?
Нет.
Нет.
Про обработку больших изображений
Есть еще замечательная библиотека для обработки очень больших изображений с поддержкой многопоточности, лицензия LGPL http://www.vips.ecs.soton.ac.uk/index.php?title=VIPS
Ну там написано "It is good
Ну там написано "It is good with large images (шmages larger than the amount of RAM you have available)"
Большинство RAW успешно живут в гигабайте, а которые не живут - это от задников ценой в $40k, подозреваю что 4Gb (800 рублей) хозяину такого задника по карману. И они ему понадобятся в любом случае при обработке.
>Большинство RAW успешно
>Большинство RAW успешно живут в гигабайте
Речь не только о RAW. Мне кажется, отличной идеей было бы использовать подобное ПО для получения фотопанорам с очень высоким разрешением. Если есть много RAW снимков, можно было бы их вставить, отрегулировать в них разные уровни (для единообразия) и сшить в одну мегабольшую картинку
Панорамы - не моя тема. Но
Панорамы - не моя тема.
Но опять же - сшивка панорам в небольшой памяти - это сильно на любителя развлечение. Время то не казенное.
Не совсем разбираюсь, но какие мишени поддерживаются, для QP
Не совсем разбираюсь, но какие мишени поддерживаются, для QPcard 203 book что нужно будет?
И про команды не совсем понял
где и куда их вводить, и есть ли в них переменная?
""""""
txt2ti3 -v -i CGATS_From_RD.txt Orig_Digital_ColorChecker_SG.txt Data4ProfileCalculation
colprof -v -A "CameraMake" -M "CameraModel" -D "Profile Description" -C "Your Copyright" -y -qu -aG -nc -O ProfileName.icc Data4ProfileCalculation
""""""
Команды - это вызов утилит от Argyll (т.е. отдельный софт, к
Команды - это вызов утилит от Argyll (т.е. отдельный софт, к RawDigger отношения не имеет). В командной строке и вводить.
А мишени - любые прямоугольные. Для QPCard 2003 нужно в диалоге Selection Grid поставить правильное количество Rows/Columns.
А как быть, если формат
А как быть, если формат "SAMPLE_ID SAMPLE_NAME RGBg_R RGBg_G RGBg_B RGBg_g" Argyll не берёт?
"C:\Users\e1>txt2ti3 -v -i D600NEF ColorChecker.cie
Single source file, assumed dev/cie/spectral
txt2ti3: Error - Read: Can't read dev file 'D600NEF'. Unknown format or corrupte
d file ?"
Включите усреднение зеленого.
Включите усреднение зеленого. Будет просто RGB
ага, спасибо, сам уже нашёл,
ага, спасибо, сам уже нашёл, но до сих пор не берёт Argyll v1.5.1 и всё.. Странно.
Во-первых, 1.5.X -
Во-первых, 1.5.X - использовать нельзя, там куча ошибок. Используйте 1.4. Линки должны быть типа http://www.argyllcms.com/Argyll_V1.4.0_win32_exe.zip Во-вторых, последовательность команд Ваших покажите, и сам CGATS тоже.
ну не замечал разницы с 1.4,
ну не замечал разницы с 1.4, последние несколько недель довольно активно копаюсь с 1.5, вроде всё ок, только вот как раз scanin бывает даёт code 03 без дальнейших коментариев, а "документация" Argyll, типично несколько строчек текста, потому без кавычек документацией и не назвать.
-------------------------------------
CREATED "04/21/2013" # Time: 22:31
INSTRUMENTATION "RawDigger"
MEASUREMENT_SOURCE "Filename=D600hVFAI00100.NEF Frame=1"
MEASUREMENT_SOURCE "CameraMake=NIKON CameraModel=D600 ISO=100 Shutter=1/50 Aperture=f/5.6 BlackLevel=0 Channels=RGBG"
MEASUREMENT_SOURCE "WhiteBalanceSample=C4 Gamma=1.80 MaxValue=242.00"
NUMBER_OF_FIELDS 5
KEYWORD "SAMPLE_NAME"
BEGIN_DATA_FORMAT
SAMPLE_ID SAMPLE_NAME RGB_R RGB_G RGB_B
END_DATA_FORMAT
NUMBER_OF_SETS 24
BEGIN_DATA
1 A1 85.29 67.07 58.37
2 A2 171.91 105.62 60.56
3 A3 54.95 71.41 112.89
4 A4 242.00 239.68 238.97
5 B1 160.46 127.69 113.96
6 B2 79.36 95.80 142.24
7 B3 85.63 111.38 79.41
8 B4 189.65 188.67 189.37
9 C1 93.41 109.34 130.55
10 C2 145.89 81.92 78.58
11 C3 122.51 60.59 50.91
12 C4 144.46 144.46 144.46
13 D1 73.13 77.47 56.86
14 D2 69.27 60.62 78.61
15 D3 200.00 163.38 80.46
16 D4 100.59 99.65 99.32
17 E1 119.50 121.84 149.16
18 E2 140.54 145.52 87.00
19 E3 145.50 94.51 119.09
20 E4 66.39 66.54 66.86
21 F1 125.43 163.88 159.35
22 F2 177.87 129.80 65.50
23 F3 79.56 119.32 145.93
24 F4 40.19 39.79 40.24
END_DATA
------------------------------------------
Команда собсно только одна - C:\Users\e1>txt2ti3 -v9 -i D600NEF.txt ColorChecker.cie
В Вашем случае, наверно,
В Вашем случае, наверно, нужны 3 файла
device data
reference data
output ti3
Argyll 1.4.0 всё то же. Да
Argyll 1.4.0 всё то же. Да тоже без разницы output.ti3 есть/нет, ошибка именно по поводу тхт файла:"txt2ti3: Error - Read: Can't read dev file 'D600NEF.txt'. Unknown format or corrupted file ?"
короче, проблема решается
короче, проблема решается добавлением рекомендованного Argyll'ом хеадера, вбитого вместо вашего, иначе не читает
http://www.argyllcms.com/doc/SG_header.txt
Почему LAB, если в файле -
Почему LAB, если в файле - RGB? Почему IT8.7?
Argyll cвежих версий хочет первой строчкой CGATS.17
я только это из их хеадера
я только это из их хеадера взял:
"IT8.7/2
ORIGINATOR "Graeme Gill"
DESCRIPTOR "Header to prepend to X-Rite digital_colorchecker_sg_l_a_b.txt file"
CREATED "June 26, 2012"
"
А вообще, появилсь другая ошибка, которую я в полусне не заметил(у меня уже заполночь)
"C:\Users\e1>txt2ti3 -v9 -i D600NEF.txt ColorChecker.cie out.ti3
Two source files, assumed dev + cie/spectral or dev/cie + spectral
Seems to be an RGB device
Read device values
Found spectral values
Found CIE values
Device max found = 242.000000, scale by 100/255
txt2ti3: Error - Patch label mismatch to CIE values, patch 0, 'A1' != 'A01'
"
То есть проблема не решена.
'A1' != 'A01' - не
'A1' != 'A01' - не подготовлен cie. Его надо править, или выкидывать вообще label (Sample ID) из обоих файлов.
Там существенно с версиями,
Там существенно с версиями, которые Вы используете, указать в первой строке тип, например
CGATS.17
Получится
CGATS.17
CREATED "04/21/2013" # Time: 22:31
INSTRUMENTATION "RawDigger"
MEASUREMENT_SOURCE "Filename=D600hVFAI00100.NEF Frame=1"
MEASUREMENT_SOURCE "CameraMake=NIKON CameraModel=D600 ISO=100 Shutter=1/50 Aperture=f/5.6 BlackLevel=0 Channels=RGBG"
MEASUREMENT_SOURCE "WhiteBalanceSample=C4 Gamma=1.80 MaxValue=242.00"
NUMBER_OF_FIELDS 5
KEYWORD "SAMPLE_NAME"
BEGIN_DATA_FORMAT
SAMPLE_ID SAMPLE_NAME RGB_R RGB_G RGB_B
END_DATA_FORMAT
NUMBER_OF_SETS 24
BEGIN_DATA
Кроме того, следите за поворотом.
так точно, строка CGATS.17
так точно, строка CGATS.17 решает проблему, только ещё все патчи пришлось переименовать, А1->A01 etc. Для СС24 ещё куда ни шло, но для больших таргетов, может статься работисто..
Мне переименовывать не
Мне переименовывать не понадобилось. С поворотом - разобрались?
ну у меня cie файл(он из
ну у меня cie файл(он из Argyll\ref) был с А01, хочешь не хочешь, а переименовать пришлось. Это всё к тому, что неплохо бы добавить в новую бету, в настройки экспорта CGATS, вариант счёта патчей с незначащими нулями тоже, как и строку CGATS.17 за которую отдельное спасибо (ну откуда бы я про неё узнал, как если не отсюда, или из бессистемного копания всего подряд в http://blog.gmane.org/gmane.comp.graphics.argyllcms не по С коду же смотреть, что делает Aryll, в конце концов). Хочется же просто и быстро увидеть результат, а не "наслаждаться" процессом.
[off] Вообще, иногда приходит мысль в голову, а не получу-ли я гораздо больше гибкости и возможностей, если потрачу столько же времени в матлабе-всемогущем (постоянно натыкаюсь в поиске, как на готовые библиотеки, так и просто на куски кода по данным преобразованиям), вместо поиска примеров и крупиц полезной инфы об утилитах Argyll? Я блин, простой любитель, у меня нет времени на это, а в матлабе знаком симулинк например и вообще, на него времени не так жаль. [/off]
PS: о каком вы повороте говорите? Ежели о соответствии ID патчей, то всё ок теперь. Если о поровоте самой картинки, то она практически идеально позиционирована, это рофайл с имиджресорс, хотя подозреваю, свет у них вероятно "дырявый", такие картинки http://www.imaging-resource.com/PRODS/D3X/ZD3XhMULTI0100_colorerror.png чисто статистически дают повод задуматься на счёт странной корреляции dE для патчей 8,9,13,15 у всех всех камер, причём видно, что 2008-2009 - это одни условия съёмки, а 2010-2012 чуть другие. Как вы считаете, стоило бы надеяться на device data с такого источника?
Приношу извинения за многословность, вероятно неуместную ;)
Да, про нумерацию вы правы -
Да, про нумерацию вы правы - и стоит добавить. Добавим.
Старые версии Argyll на CGATS.17 забивали, для новых - да, тоже стоит добавить.
послушайте, а что если сказав
послушайте, а что если сказав А, сказать и Б? В вашем же диггере спрашивать путь к cie файлу, чтобы решить все возможные нестыковки, раз уж Argyll этому не обучен? А выводить ti3, а то и вообще стартануть и диггера colprof? Почему бы нет, ведь есть же GUI под Agryll с такой же бесплатной лицензией?
Становиться GUI к Argyll - не
Становиться GUI к Argyll - не задача RawDigger (равно как нет ни малейшего желания парсить все варианты описания мишени).
lexa, это снова я, челом бью
lexa, это снова я, челом бью - как на счёт чтения .tif? Можно было бы вообще без калор менеджмента, или с галочкой использовать/нет встроенный профайл. А то у меня навязчивая идея, всобачить в LUT ICC, какую нибудь доп. обработку(типа цветового контраста, или тени_цветнее/света_наоборот, тонинг и прочий "фотошоп") и тут ваш RD так удачно читает мишени. Обидно, что только с истинных рофайлов..
Работы ведутся. Будут не
Работы ведутся. Будут не байеровские файлы.
- full-color DNG и прочие sRAW сначала (и скоро)
- затем фовеон
- а затем и tiff/png
С учетом наличия присутствия лета, tiff-png быстро не ждите.
ха, так мне вроде и DNG
ха, так мне вроде и DNG сойдёт? Я ж могу с Rawtherapee сохранить tif с гаммой 1 и без ICC камеры, открыть фотошопом, накинуть обработку, зеркальную искомой и сохранив как DNG, открыть в RD, для устойчивого чтения патчей? Или то будет уже не правильный DNG? Пробовал я сохранить tif открытый в Capture NX 2, как NEF, однако RD его не читает.
Вот полноцветные NEF-ы (что
Вот полноцветные NEF-ы (что из Capture NX, что из Nikon Scan) - какие-то для меня загадочные, как их читать мне неведомо.
Да, мишени из tiff читает
Да, мишени из tiff читает (читал) colorlab
в смысле та маленькая
в смысле та маленькая софтинка (LOGO), может? Странно, поискал в их мануале "tif", ничего не нашёл про ридинг патчей с него. Открывать она tif, открыла, но ни грида(как у вас),ни диалога ехпортного не вижу. Ну всё равно спасибо, пороюсь ещё в ней.
PS: С Argyll у меня лажа при чтении патчей, видать потому что Rawtherapee сохраняет tif for calibration с G=1, т.е. он люто тёмный. Вот Сapture One в такой ситуации, сохраняет с нормальной гаммой TIF и Argyll scanin проскакивает на ура.
LOGO ColorLab: откройте
LOGO ColorLab: откройте tiff/jpeg, Filter -> Layout & Format -> Spot Colors
вауу, заработало! Спасибо
вауу, заработало! Спасибо большое, отцы, еслиб не вы, даже не знаю.. :))
офф, сорри за тест попытку,
офф, сорри за тест попытку, просто почему-то мой пой пост про TMS с китая, распознан как спам. Чем это я так осокоромился, любопытно? ;)
"У нас работают роботы и мы
"У нас работают роботы и мы ни за что не отвечаем" (C) саппорт Яндекса ~10 лет назад.
Вот и у меня работает 3rd-party сервис, mollom.com, я им как-то, частично, доволен.
Кого достал спам - регистрируйте тут аккаунт и пишите мимо фильтра.