Про матричный и точечный замер

В рамках процесса просвещения наших пользователей (или можно сказать иначе, в рамках объяснения "зачем нужен FastRawViewer) Илья Борг написал статью про экспозамер, доступную в этот раз как на русском, так и на английском:

RU: Один из способов "попасть в точку" с экспозицией.

EN: One Way to Get Spot-On Exposure for Your Shots.

Будем благодарны замечаниям и вообще будем рады обсуждению. Можно там (там везде есть комментарии), можно - тут.

Comments

Для беззеркалок не актуально вообще, все видно сразу, только поправку вноси если что...

Что видно сразу?

Картинку на экране итоговую и что с пересветами-недосветами. А какой там тип замера вообще не принципиально

Картинка там - рендереная. Со всеми соответствующими приколами: баланс белого, кривая контраста.
Проблемы - ровно те же, что и у JPEG, если средний тон стандартно поднимается на стоп-полтора, он и в видоискателе так же будет себя вести.

То есть есть любители залезть и на этот шкаф (UniWB, переключить в ч-б чтобы не раздражал зеленый, какую-то довольно специфическую настройку контраста... и вроде бы и начинает что-то выходить), но это вот сильно на шкафу.

> но это вот сильно на шкафу

по моему опыты с м43 & Sony с UniWB и настройками и blinkies и zebra показывают в пределах 1/3 до clipping'a в raw.. опять же все равно нужен rawdigger или FRV для настойки и проверки - так что это не антиреклама... вангую что любая dSLM будет и для человек родом из народа что спот-метром что так один геморрой

> переключить в ч-б чтобы не раздражал зеленый, какую-то довольно специфическую настройку контраста

у меня для A7R2 вышло так =

OOC JPG settings to have proper zebra/blinkies indication for clipping in raw :
WB = UniWB
DRO/Auto HDR = D-Range Opt./DRO Lv5
Creative Style = Neutral (contrast -3, saturation -3, sharpness +3)
Color Space = sRGB
Zebra = 100+

or the minimal set :
WB = UniWB
Creative Style = Neutral (contrast -3, saturation -3, ...)
Zebra = 100+

и/или

Using "Picture Profile" settings to have proper zebra/blinkies indication for clipping in raw : ( http://helpguide.sony.net/di/pp/v1/en/cover/level1_02.html )
//Gamma = Cine2 (reason : allows ISO below 800 + curve itself)
Gamma = Cine3 (reason : allows ISO below 800 + curve itself)
Knee = Auto (may be manual for Cine3 = Point :105%, Slope +5)
Saturation = -32 (and removes green tint too with Setting Effect = ON)
Color Mode = S-Gamut

Color Phase = 0
Color Depth = 0s

Black Gamma = Wide/+7 (reason : darker areas = brighter)
Black Level = +15 (reason : darker areas = brighter)

N/A

Долго лезли на шкаф подбирали параметры?

где-то пол-часа на A7R2 в свое время... техника-то (куда копать) уж отработана годами со времен полного перехода на dSLM (это был Panasonic GH2 в конце 2010) - все время уходит на UniWB так как на тех камерах которые у меня были (m43 & Sony) приходится итеративно добираться ... я понимаю любовь к точечному замеру - но зачем оно мне лично на практике (нет я конечно будучи примерным пользователем rawdigger меряю как он работает при покупке новой камеры) если я клиппинг в raw и так вижу прямо в кадре (EVF & LCD) ? а матричный замер в режиме фокуса на морду лица (с TTL или без) работает вполне предсказуемо как точечный с точки зрения куда кожа попадет в raw

N/A

Вот возьмем, к примеру, окрашенные света.
И попробуем оценить экспозицию по JPEG: https://www.fastrawviewer.com/raw-histogram-for-culling

Всё как со старым добрым слайдом: "замер тОчкой по светАм".
И нажать на кнопочку @highlights на спотметре. Ничего в этой жизни не меняется :).
Единственное, мне кажется, вероятно стоит просто отметить, что для цифрЫ эти эксперименты по замеру точкой и дальнейшему анализу, возможно нужно будет делать отдельно для дневного освещения, и отдельно для ламп накаливания. Бо результаты (в виде нужных поправок для точечного замера) могут быть разными.

Кстати, и можно же сформулировать новый алгоритм экспозамера для вшивания в беззеркалки в дополнение к матричному и точечному: выставлять экспозицию такой, чтобы Х% пикселей в получающемся кадре была бы выше того уровня, который в свою очередь на Y (скажем на 0,3 eV) ниже насыщения. И, может, возможность регулировать параметр Х через меню или крутилку (0,1-1-3-10%). То есть, просто регулировать объем кадра, который "точно отправится в молоко". Только как быть с внутрикамерным джипегом - непонятно. Кстати, несколько лет назад в кругах никонистов ходили слухи про введение в Никонах специяльно "гистограммы рава", выводимой на экранчик камеры. Оно как-то получило продолжение, или убили эту идею?

Ну да, примерно так и есть, "как на слайде", принципы то никуда не пропадают.
Что касается "разного освещения", то с пленкой были разные пленки (и, соотв. разные калибровки), либо фильтры (и опять разные калибровки), а ту пленка одна, фильтров нет (или есть), но калибровка (тоже) разная.

Замер с долей молока - хорошая штука, только вот ведь сделают "для JPEG". Впрочем, при фиксированных настройках JPEG (и минус всякие отдельные приколы с калибровкой камеры) - можно будет просто от себя добавлять нужную поправку.

RAW-гистограмма в никонах - это был слух, который не подтвердился. Вроде (только) в Leica S2 есть RAW-гистограмма (но я эту камеру в руках не держал)

Да можно фичу для задротов вроде нас попроще — экспоправка которая не видна в интерфейсе. Ну, в основном не видна. Т.е. ты видишь +0, ты крутишь относительно этого нуля ситуационно крутилкой на тушке, а где-то в меню Settings прописано +3.33EV и видно только там.

В соньке (A7RM3) такая есть. Ну то есть вроде бы - оно есть в меню и я так понял (но не пробовал), что оно добавляется к поправке, поставленной колесом.

Но это не лечит матричный замер т.к. насколько он проврался - неизвестно.

Нет-нет, я именно про удосбтво замера по светам точкой. Например, у меня удобно работать с поправками от -2 до +2, хотя камера позволяет от -5 до +5.

Во многих камерах есть отдельная крутилка на экспокоррекцию, удобная.

Да, у меня тоже. Но в том и пробелма, что если плясать от +3.5 то она становится не такой удобной. Например, где-то она вообще аппаратная от -2 до +2 — и привет.

У соньки, к примеру, ручка +-3, меню +-5, но не складывается. Менюшная поправка действует только если ручка в нуле.

Ну вот и неудобно. Было бы круто выставить ноль глубоко в потрохах а дальше что бы всё складывалось.

Т.е. если на соньке намерять больше 3 и пользоваться этим методом то ручка на соньке становится бесполезна.

Ну я секоником меряю, например, камерой неудобно ж

Гы.
Можно EV Comp навесить на другое колесо (ну скажем на заднее, которое мне ненужное) - и тогда будет диапазон +-5 на этом колесе.
Но стоит тронуть выделенное колесо экспопоправки - как действовать начинает оно. Как отключить - пока не нашел.
И если тронуть выделенное колесо и затем вернуть его в 0 - запрограммированное колесо тоже "сбрасывается в 0"

Дизайн интерфейсов - не самая сильная сторона Сони.

>>> Как отключить - пока не нашел.

эпоксидкой, чтобы не крутилось !

N/A

А ты не ручную установку экспозиции просишь, случайно?

Нет, разумеется.
Если мерятся камерой по светам то зачем мне вкручивать и диафрагму и выдержку и ISO. Пусть диафрагма будет фиксированной (ну, если не спорт или животных снимает, там фиксированная выдержка), а выдержку и ISO пусть он сам считает с поправкой введённой в глубоких менюшках ПЛЮС поправкой введённой ИНОГДА колесом.

Я, собственно, сейчас так и живу, только с центровзвешенным замером по объекту, что хуже, но не требует постоянной поправки в три с лифигом ступени.

А MagicLatern и его RGB-Raw зебра? Хотя для ML и просто ETTR режим есть (но зебра всё-таки лучше, т.к. сам оцениваешь и яркость и выбеленные участки, типа бликов).

Кстати, даже на айфоне в Lightroom'овском RAW есть зебра при съемке (хотя она и даёт немного запаса). Очень помогает

Фонарь - хорошая вещь, но сдулся ведь, для новых камер его нет, уж не знаю почему.

Лайтрумовская зебра - она по RGB-рендеру скорее всего (не смотрел, но на десктопе - так) и потому ее полезность для окрашенных светов - сомнительна.

Add new comment