Про Sony A7R-II. Часть 2: использование с оптикой Canon

Камеры Sony с байонетом E дают уникальную возможность полноценной работы с оптикой Canon (и Contax G): работает автофокус, электронное управление диафрагмой, стабилизатор изображения. Достигается это путем использования переходников с контактами и электронными мозгами, такие переходники выпускают

  • Metabones, самые дорогие и, судя по всему, самые продвинутые
  • Techart (и, судя по всему, DEO – те же самые переходники)
  • И уже достаточно много других китайцев.

Я использовал адаптеры:

  • Metabones Mark III c камерой A7R (и вместе с ней и продал)
  • Metabones Mark IV с камерой A7R-II
  • Techart с обеими указанными камерами (для чего мне понадобился Techart – написано ниже).

Как и в первой части обзора, я не буду останавливаться на достоинствах, на первый взгляд все работает примерно так, как показано в многочисленных роликах в интернете: автофокус автофокусируется, диафрагма закрывается, снимать можно. Однако есть многочисленные подводные камни, ради которых и написан этот обзор.

Оптико-механические проблемы

Внутренние отражения

Metabones версии III давал существенные внутренние отражения, особенно заметные при работе с shift-оптикой (но вообще, поймать излишнюю засветку иногда удавалось и на обычной оптике, слышал жалобы на 70-200/2.8). Рекомендовали заклеивать изнутри бархатной бумагой.
В 4-й версии дырка для света стала более конической, по словам производителя, должно стать лучше, сравнительных тестов не делал.

Люфты

Любой байонет имеет люфты, иначе вы его не сделаете (или не будет защелкиваться). Лишнее сочленение (у переходника) – лишние люфты.

У A7R был очень слабый родной байонет и вставленный объектив просто качался от небольшого усилия. Металлический байонет A7R-II (и сменный металлический для A7R) проблему качания сильно лечит, оно становится микроскопическим.

Люфты «на вращение» остаются и добавление переходника их, естественно, увеличивает. Нарваться на это можно, в первую очередь, при съемке на ветру на длинных выдержках.

Пожирание других переходников

Если люфтов на одном переходнике недостаточно – можно поставить два! Я так и делал с оптикой Nikon – чтобы в EXIF появилось фокусное расстояние. Потом перестал:

  • Переходники Metabones имеют достаточно жесткие (слишком сильно подпружиненные) контакты, торчащие в сторону объектива.
  • Чипованые переходники (имеющиеся у меня) наоборот имеют слишком тонкие и мягкие контактные площадки и слишком мягкий текстолит под ними.
  • В результате – контакты на переходниках просто сгрызаются, электрический контакт пропадает, переходник можно выбрасывать.
  • Часто используемому Zeiss 25/2 я сточил переходник буквально за трехнедельную поездку (то есть несколько сотен снятий надеваний максимум, скорее меньше).

Проблема проявлялась у меня в первую очередь с переходниками с чипом Optix (которые я люблю за удобство смены параметров на лету: можно подставить тушке рабочую диафрагму и будет правильный замер). С другими (неудобными!) переходниками проблема меньше, тоже истираются, но не так. С контактными группами объективов (без переходников) проблема не замечена: контакты там толще, расположены так что не задираются, пластмасса под ними потверже, то есть следы использования появляются, но до фатальных результатов далеко (но стоит следить и, может быть, заполировывать контакты ластиком или чем-то подобным, если будут появляться задиры, то дальше будет задираться больше).

Совместимость

У меня не такой большой парк оптики на Canon, поэтому мои наблюдения фрагментарны. Установка диафрагмы на бОльшей части объективов работают, но есть исключение в лице Canon 300/4 L IS:

  • камера A7R+metabonesV3 этот объектив вовсе не видела, вместо диафрагмы рисовались F--, не работало.
  • A7R-II + MbV4: видит объектив иногда. Иногда начинает видеть (и ставить диафрагму) сразу после подключения, иногда нужно снять первый кадр – и начинает ставиться диафрагма, иногда и первый кадр не помогает, нужно пере-надеть объектив.
  • Ровно под этот объектив был куплен переходник Techart (выбирал методом тыка – самый дешевый китайский побоялся, а этот стоил чуть подороже) и с ним работает закрытие диафрагмы.
  • Автофокус с этим объективом не работал ни в одном из опробованных сочетаний камера-переходник. Стабилизатор включается только с MetabonesV4, если он начал распознавать установку диафрагмы объектива.

С остальной оптикой (пара кэнонов, включая древний 400/5.6; Сигмы 35/1.4, 50/1.4 и 180/2.8; несколько ручных цейссов, Tamron 28-75 – проблем с установкой диафрагмы не было (работа автофокуса описана ниже).

Покупатель моего исходного комплекта (A7R+MetabonesV3) столкнулся с еще одной несовместимостью: на объективе Canon 24-70/4L не удается заставить работать DOF Preview в режиме увеличения кадра (про DOF-превью, как и про автофокус - ниже).

Объектив Sigma 35/1.4 распознается как объектив формата APS (при включенном автоматическом формате). Так как APS-объективов у меня нет и я всегда использую полный кадр – распознавание формата я отключил, а как распознается другая оптика – не проверял.

Устойчивость работы

MetabonesV4+A7RII в ряде случаев распознают Canon 70-200/4 как объектив без автофокуса (естественно, переключатель AF на объективе включен). Системы установить не удалось, происходит это в ~10-20% случаев. Лечится пере-подцеплением объектива (и это НЕ Advanced/Green mode, про которую написано ниже в разделе про DOF Preview, потому что автоматическое увеличение поля зрения при смещении кольца фокусировки – не включалось).

Про неустойчивость работы с 300/4L IS (с установкой диафрагмы) написано выше.

С другой оптикой плавающих глюков не замечал, но и работал с ней пока меньше (так как на A7R автофокус с кэноновской оптикой практически не работал, старую камеру я использовал только в ручном режиме и, соответственно, на распознавание MF/AF внимания не обращал).

Работа автофокуса

Помимо указанных выше проблем совместимости c объективом Canon 300/4L IS, проблемы с автофокусом отмечены на имеющейся у меня «тяжелой» оптике, а именно: Canon 135/2 и 400/5.6, Sigma 180/2.8. На всех трех объективах это выглядит практически одинаково

  • Елозит туда-сюда
  • Не наводится
  • Елозит медленнее, чем его елозит Canon 6D

Возможно, это связано с нехваткой питания: все три объектива «тяжелые» и может не хватать мощности. Возможно, это связано с протоколом работы с переходником, два объектива «старые», третий – не родной.

135/2 удается заставить наводиться на резкость «иногда», если включить контрастный автофокус вместо фазового.

Забавно, но другой пользователь аналогичного набора (A7R-II, Metabones V4, Canon 135/2) полную неработоспособность автофокуса не подтверждает. У него оно работает, но только на ярком свету.

В чем дело – не знаю. Может быть наши объективы отличаются прошивками (прошивка переходника скорее всего одна и та же т.к. мы покупали примерно в одно время на B&H; камеры одинаковые).

С остальными автофокусными объективами (Canon 70-200/4 L IS, Sigma Art 35 и 50-мм, Tamron 28-75/2.8) особых проблем с работой автофокуса не было. Наводится. Куда - отдельный вопрос, требующий дополнительного изучения (см. ниже).

Скорость и устойчивость автофокуса

На тех объективах, на которых работает – скорость автофокуса приемлемая, сравнимая с родной оптикой. Режим «не могу сфокусироваться» (хантинг) – бывает, частота появления сравнима с родной оптикой. Систематических тестов не делал.

Точность автофокуса

Я не анализировал точность АФ на многих объективах, многих ситуациях и т.п., но проблема вылезла сама при съемке тестовых серий при сравнении объективов 70-200/4 (Sony и Canon).

Соневский наводится «вполне точно» во всех случаях. На объективе Canon для фокусных 135-200мм отмечены пролеты мимо фокуса, достаточно существенные.

Вот занавески на соседнем доме на 135-мм f/4 (это наихудший пример), показано на 200%, слева ручной фокус, справа – автофокус (серая полоса посередине – это сколлбар фотошопа с которого я сделал скриншот):

Реально – для экранного показа не будет разницы (потому что даже на 4k-мониторе это будет не 200%, а 50), для печати – есть.

На 200-мм f/4 ситуация заметно лучше, но разница все еще видна:

Отчего такая проблема, может быть есть какие-то допуски или инерция, которые надо учитывать, а через переходник – не учитывается, - мне неведомо. Проблема, очевидно, нуждается в детальном изучении для каждого из имеющихся объективов на разных зумах и рабочих расстояниях.

Усугубляет проблему то, что после ее диагностирования – непонятно что делать. В современных зеркальных камерах возможна юстировка каждого объектива отдельно, а в Sony с переходником возможности такой юстировки нет (она есть только для родного переходника LA-EA4 с зеркалом).

Работа со стабилизатором

В A7R-II появился внутрикамерный стабилизатор, при использовании с родной стабилизированной оптикой все работает прозрачно: включается/выключается через камерное меню, стабилизаторы как-то делят работу (по каким-то осям работает объективный, по каким-то – камерный).

При использовании кэноновской IS-оптики через переходник Metabones все хуже:

  • Пункт в меню камеры выбрать нельзя.
  • Переключатель стабилизатора в объективе переключает между стабилизаторами объектива и камеры.
  • Полное выключение стабилизатора делается выключением на объективе с одновременно нажатой кнопкой на переходнике.
  • Это состояние не запоминается при выключении-включении камеры.

Соответственно, про эту особенность нужно постоянно помнить.

DOF Preview+увеличение или автофокус?

Достаточно часто хочется оценить глубину резкости на рабочей диафрагме. На A7R-II с родной оптикой это делается просто: через меню включается ‘Live View Display: Settings Effect ON’ и камера начинает использовать рабочую диафрагму (кроме, естественно, моментов работы автофокуса).

При работе через переходник Metabones нужно включить у переходника Advanced Mode (путем нажатия кнопки на переходнике в момент подсоединения объектива к переходнику, либо переходника к тушке). При этом:

  • Перестает работать автофокус
  • Начинает работать автоматическое увеличение в видоискателе по шевелению кольца фокусировки (наверное, кроме объективов, не передающих дистанцию)
  • Диафрагма – постоянно в закрытом (рабочем) состоянии.

Естественно, в режимах S и P диафрагма будет постоянно дрыгаться, если она при этом шумит (как на Тамроне) – будет слышно как камера работает.

Metabones предупреждает, что потребление батареи в этом режиме выше.

Есть еще жалоба от владельца моего старого комплекта (A7R + MetabonesV3), что на Canon 24-70/4L режим DOF Preview включить так не удалось.

Заключение

Как я и предупреждал в начале текста, я фокусируюсь на недостатках комбинации Sony A7R/A7R-II+переходник + кэноновская оптика (ибо о достоинствах есть множество обзоров).

Несмотря на вышеописанные ужасы, использовать оптику Canon с тушками Sony A7x можно, но с учетом вышеописанных обстоятельств:

Чеклист заранее:

  1. Протестируйте работу с выбранным вами переходником, оно может вообще не работать.
  2. Протестируйте работу режима DOF Preview+увеличение, если он вам нужен.
  3. Протестируйте работу автофокуса, втч при слабом освещении.
  4. Протестируйте точность автофокуса на разных рабочих расстояниях (и разных фокусных - для зума).
  5. Протестируйте правильный выбор формата (FF/APS) камерой в автоматическом режиме.

Понятно что тестирование не всегда возможно (при покупке переходника в иностранных интернет-магазинах), тогда советую заранее искать владельцев интересных вам сочетаний (камеры-переходника-объектива) и просить их протестировать.

При съемке, в режиме ручной фокусировки:

  1. Не забывайте включить Advanced Mode у переходника, если вы хотите автоматического увеличения в видоискателе по сдвигу кольца фокусировки.
  2. Не забывайте выключить стабилизатор везде (и в объективе и в камере), помните что для IS- и не-IS-объективов это делается разными способами.
  3. Если формат объектива распознается неверно - не забудьте поставить правильный.

При съемке в режиме автофокуса (если точность его устраивает)

  1. При смене объектива – удостоверьтесь, что он распознался как автофокусный, иначе будете переподключать его в момент убегающего кадра.

Или, другими словами, с родной оптикой оно как-то попроще и постабильнее работает.

Comments

Ух, с каждым постом A7R II становится все более сложной камерой во время сьемки. Нужно много терпения что бы обо всем помнить, и не слишком сильно огорчаться, когда что то все же забыл.

Во время съемки с ручным фокусом нужно помнить про режим IS и про Advanced mode у адаптера. Немало, на самом деле, потому что любая смена оптики - и надо опять помнить.

А используя на кэнонах оптику Contax или Никон через переходник с чипом - надо помнить, что мерять надо на той диафрагме, которую отдает чип (а без чипа - замер вообще скорее абстрактный).

Тяжела и неказиста, да.

Недавно случайный собеседеник по теме замеченной у меня A7s поделился, что удивлен быстрым автофокусом Canon линз на его A7x через некий средненький китайский переходник. Якобы быстрее, чем на родном 5D. Я не в теме, но тоже подивился.
Думал, у Metabones все должно быть хорошо, а оно вот как.

Это смотря какой 5D. На первом все было ж не очень с автофокусом. Да и на втором.
Там сильное улучшение на 5D3, когда понадобилось место в линейке для 6D освободить - и 5-ку сильно подняли по классу автофокуса.

Ну и второе: с топовой современной (последних версий) оптикой все на самом деле неплохо.

Хотя, как пишут, промахи автофокуса таки бывают и на такой, а как их лечить - совсем непонятно.

Какой ужос. Лучше купить 5ds и/или Milvus и забыть про весь этот гимор ;)
Подождем тестов от Roger-а.

5ds R
http://chrisgilesphotography.com/blog/the-canon-5dsr-wedding-photography...

Ну не надо путать теплое и мягкое.
1) Восторженных отзывов про A7R2 - много. Я специально пишу про недостатки, потому что никто не пишет больше.
2) Использовать A7R2 с ручной оптикой, особенно если она отдает расстояние фокусировки (не уверен про цейссы, кстати, надо бы проверить) и, соответственно, срабатывает авто-зум видоискателя - очень удобно. Удобнее чем на тех же кэнонах - потому что можно иметь увеличение в видоискателе (работа на солнце - отдельная история с EVF, впрочем, в этом случае оптика лучше).
3) Использовать на A7R мильвусы - вполне можно будет. Кэноновские - с автоматической диафрагмой, никоновские - с ручной.
4) Мильвусы кроме 50/1.4 и 85/1.4 (которые новые) - это те же ручные зеркальные цейссы, только в другом корпусе. Можно купить старые.
5) При этом для A7R есть своя уникальная оптика (и может быть использована практически любая чужая оптика, кроме той, что "не-кэнон, но с электронной диафрагмой") - что огромный плюс.

>> не уверен про цейссы, кстати, надо бы проверить

Не, авто-зум не работает с цейссами. Ни в green mode, ни в advanced.

Любой байонет имеет люфты, иначе вы его не сделаете - кроме М42 ;)

M42/M39 - это не байонет. Байонет - это вполне конкретное крепление.

как раз наоборот - M42/M39 это очень конкретное крепление!

Но не байонетное.

Юзаю Vitrox на а7р2... хорошо работает с 24-70 2.8 Л2 )