Sony A7R (и другие cRAW): теория ETTR, часть 1
Техника ETTR (Exposure to the right) была разрекламирована Майклом Рейхманом, идея ее заключается в следующем:
- Цифровой сенсор линеен по яркости , человеческое зрение (и фотография) нет.
- В верхнем стопе цифрового изображения, полученного с линейного сенсора, размещается половина всех записываемых уровней, в следующем четверть, и так далее.
- Как следствие, полезно экспонировать так, чтобы гистограмма прижималась к правому краю , так мы используем максимально возможное количество уровней.
Однако если (самостоятельно) построить цветовые профили под такое экспонирование, ETTR позволяет решить две задачи:
- Вообще использовать максимальное количество градаций (чем правее мы сняли, тем меньше градаций потеряем), в том числе и для полутонов.
- И особенно вытащить значимые тени (где мы планируем показать детализацию) из области с очень малым количеством градаций (и значимыми шумами) в область, где градаций - побольше, а относительный шум поменьше.
Сама по себе первая задача (допустим, сцена малоконтрастна и с тенями все в порядке) особого смысла не имеет, на выводных устройствах у нас в большинстве случаев 256 градаций (в случае печати - и менее).
Однако инженеры фирмы Sony внесли в это благолепие две своих изюминки: тоновую кривую и сжатие с потерями. В этом тексте рассмотрим только тоновую кривую. Формат cRAW, в котором используется сжатие светов по тоновой кривой и локальное сжатие с потерями используется в следующих камерах Sony:
- Все камеры NEX
- Все камеры SLT
- Вся серия RX
- Вся серия ILCE/ILCA
- DSLR-A5xx
- Доступна (но можно отключить) в DSLR-A700,A850,A900

- вычтен черный (поэтому кривая в левой части уходит ниже 0)
- значения из RAW не умножены на 2, то есть по оси X показан 11-битный диапазон, тогда как кривая рассчитана на 12-битный вход (и значения из RAW перед применением кривой умножаются на 2)
- Базовые пикселы в дельта-кодированных блоках никогда не принимают значений выше 2021 (чему, после наложения тоновой кривой и вычитания черного, соответствует 15860)
- Дельта-пикселы на мелких бликах могут создать значение больше (эти значения могут быть фейковыми за счет слишком грубого дельта-кодирования, что мы обсудим в следующей статье).
Уровень черного равен 512 (в RAW-данных это 256). Соответственно, рабочее количество уровней в RAW файле равно 1749 (2005-256), максимальное чуть больше.
За счет тоновой кривой мы получаем такое распределение количества уровней по стопам , считая от верхнего уровня (рекомендованного Sony 15360) для 13-битной камеры Sony A7R (я специально не пользуюсь тут термином "Зоны Адамса", потому что выделять по целому стопу под 9-10 зоны считаю неправильным):
Стоп (считая от уровня насыщения) | Количество уровней (A7(R)/RX1(R)) |
---|---|
1 | 240 |
2 | 322 |
3 | 336 |
4 | 372 |
5 | 240 |
6 | 120 |
7 | 60 |
8 | 30 |
9 | 15 |
10 | 7 |
11 | 4 |
Таким образом
- В отличие от обычных линейных ЦФК, максимальное количество градаций в cRAW-файлах Sony в 2-4-м стопах сверху. Начиная с 5-го стопа камера ведет себя как обычная N-битная (13-битная для A7/RX1, 12-битная для остальных камер). Конечно, есть еще фотонный шум, но для низких ISO он несущественен (в полутонах-светах).
- Соответственно
- Располагать полутона следует в этих 2-4-м стопах, увлекаться переносом значимых светов как можно ближе к правому краю гистограммы - нет смысла, там количество градаций - меньше, такое же как в пятом стопе.
- Но при этом следя за тенями: для пластичности теней их следует располагать не ниже 8-го стопа (может быть и выше: ДД камеры предмет отдельного исследования, которое будет со временем проделано).
- Забегая чуть вперед: локальное 7-битное кодирование с потерями картину здорово усложняет, но это тема отдельного текста, иначе получается слишком объемно.
Comments
А камерный замер в 1й стоп от
А камерный замер в 1й стоп от насыщения вообще ничего класть не хочет (А7).
В воскресенье в парке снимал, экспокоррекция +0,7. В FRV коррекция +0,5, гамма - "Портрет" и результат визуально практически не отличим от камерного жпега.
А в RawDiggere максимум 6900 в зеленом...
Кадр типа "пейзаж" с 3/4 неба и снега и 1/4 леса (метрах в 40) с той же экспой +0,7 выдает в максимуме 3720.
Тоже что-ли экспонометр расчехлить для изучения явления.
Зато в ACR/LR проявлять хорошо, никаких выбитых светов нет :)
Даже если не трогать
Даже если не трогать матричный замер, у которого свои тараканы (размером с лошадь), а вот взять чисто spot и серую карту (я взял серое небо) - точка серого почти на 4 стопа ниже насыщения, 7.5% у меня получается (среднее 1166 при соневском рекомендованном максимуме 15360).
Я вот не помню, было ли позавчера солнце (вроде ж нет), вот сегодня его точно нет и спотметр мне показывает контраст между "светлым бетоном" (дом напротив) и небом в 1 стоп. Между средне-серым и небом - ну значит ~2 стопа будет.
Да, при такой настройке даже спот-замера (который без фантазий) - небо будет недосвеченным.
Что касается матричного, то для кадра 7/8 унылого серого неба и 1/8 унылого серого города - среднее он положил в 2000 (по зеленому), на 3 стопа ниже насыщения и на 2 стопа ниже, чем я бы положил исходя из привычного "серый на 3 стопа ниже вылетов".
Вдогонку. Отдельная история -
Вдогонку.
Отдельная история - "зависит ли замер от установок камеры". У Олимпусов - зависит (в частности от ББ), у Сони - руки не дошли еще до.
> У Олимпусов - зависит (в
> У Олимпусов - зависит (в частности от ББ)
точечный ? я как поставил себе один ББ на всю жизнь так ни разу и не менял поэтому не в курсе... и насколько/куда плавает ?
Z / V
Матричный - точно. Точечный -
Матричный - точно.
Точечный - вот с освещением в 5500к - не сумел обнаружить разницы, надо на чем-то более экстремальном пробовать