EOS 6D: динамический диапазон на низких ISO

Постановка задачи

Вопрос, собственно, простой:

Допустим, света достаточно (снимаем днем, снимаем неподвижные предметы со штатива), какое ISO ставить на камере?

Из общих соображений, "самое низкое из настоящих", однако опыт эксплуатации 5D Mark II показал, что на ISO200 проработка теней чуть (капельку) лучше, чем на ISO100, хотя причины этого и непонятны (предположительно, усилитель работает в неоптимальном режиме).

Соответственно, на новой камере захотелось сделать такой же эксперимент, как и для 5D2.

Методика

Методику я описывал ровно 4 года назад: берем мишеньку с деталями фиксированного контраста, снимаем ее с вилкой, обрабатываем все кадры вилки одинаково, сравниваем результат.

Мишенька у меня сохранилась с прошлого раза:

Готовую картинку для печати можно скачать тут: Lab TIFF, для печати 360dpi, A4 (1.6M).

Печатаем ее А4, вешаем на стенку, освещаем без бликов (я просто освещал из "северного окна"). Снимал я на 135/2 с 4-х примерно метров. На результирующем RAW символы 12 в 12pt имеют высоту около 30 пикселов.

При съемке использовался ряд ISO 100-125-200-250-400-500-800 (потому что ряд 160-320-640 - "плюшевый", это 200-400-800 с передержкой в 1/3EV). Увеличение ISO компенсировалось закрытием диафрагмы, чтобы ряд выдержек для разных ISO был одинаковым (методологически это может быть не полностью правильно, но вклад изменения выдержки, к примеру от 1/25 до 1/50 невелик, а мне с одинаковыми выдержками проще иметь дело).

Полученные 280 RAW (по 40 на каждое ISO, соответственно покрыт диапазон в 13EV) проявлялись RPP с одинаковыми настройками (кривая L*, баланс белого As Shot, все остальное - стандартные значения) и сохранялись как 8-битные TIFF.

Результаты

Света

В светах все одинаково на всех ISO:
  • При передержке 4EV от показаний экспонометра (по серому) начинает капельку, практически незаметно, ползти цвет фона, а цвет на 0.5EV светлее - уползает в голубое. (правая картинка).
  • При передержке 4.3EV - цвет ползет заметно (левая картинка)

Тени

С тенями интереснее. Твердой границы "ДД кончается здесь" - не существует. Сначал теряются мелкие детали, потом крупные. Детали светлее фона - живут дольше, чем те, которые темнее фона.

Поэтому талию провести в одном месте сложно, я ее проводил в четырех местах:

  • Видна (читается) белая надпись 30pt "на 1.5 стопа ярче фона"
  • Читается белая надпись 30pt "на 1EV ярче фона"
  • Читается черная надпись 18pt "на 1EV темнее фона"
  • Читается черная надпись 12pt "на 0.5EV темнее фона"
Все просто: выводим все 7 кадров (разные ISO) на один монитор и выбираем такие кадры, где надписи выглядят примерно одинаково и "читаются". Критерия читаемости твердого не существует, я выбрал такой:
  • В слове Tahoma читаются все буквы
  • В букве h отчетливо видна вертикальная палочка (т.е. она не выглядит как n)

При этих упражнениях десктоп выглядит примерно так (кликабельно):

Перед проверкой на читаемость, все файлы были офигачены одинаковой кривой в фотошопе, которая подняла тени примерно на 4EV, иначе они слишком темные.

Результаты по теням сведены в табличку (это экспозиция вниз от среднего тона в EV, при которой сохраняется читаемость):

  Динамический диапазон "от среднесерого в тень"
  Чувствительность, ISO
Вид теста 100125200250400500800
12pt, black,0.5EV 3.32.73.32.73.02.32.7
18pt, black,1.0EV 4.74.04.74.04.33.74.0
30pt, white,1.0EV 6.05.36.05.35.75.05.7
30pt, white,1.5EV 6.76.36.76.36.76.06.3

Суммарная табличка

Складывая ДД "в света" и "в тени", получаем общий ДД камеры при заданном ISO и разных местах расположения талии. В табличке я просуммировал 4.0 вверх для всех талий, кроме "самый крупный белый", если мы в светах ищем такие детали, то нас и уход тона в светах уже не волнует. Т.е. в последней строчке прибавлено 4.3:
  Динамический диапазон "от светов до тени"
  Чувствительность, ISO
Вид теста 100125200250400500800
12pt, black,0.5EV 7.36.77.36.77.06.36.7
18pt, black,1.0EV 8.78.08.78.08.37.78.0
30pt, white,1.0EV 10.09.310.09.39.79.09.7
30pt, white,1.5EV 1110.61110.61110.310.6

Итого

  1. Дробные ISO (125-250-500) имеют несколько худшие шумовые характеристики, чем "целые". Переключение через 1/3EV на камере можно выключить и больше никогда не включать.
  2. Данная методика тестирования практически не различает ISO100 и ISO200. Да и картинки (с одинаковой недодержкой) практически одинаковые. Т.е. при прочих равных - без разницы что использовать. А вот если тянуть из недодержки, то ISO200 выглядит получше (т.е. ISO100-3EV выглядит хуже ISO200-2EV).
  3. ISO800 микроскопически хуже ISO400 по мелким деталям и практически неотличимо по крупным. ISO800 следует считать полностью рабочим, без вопросов.
  4. Для ряда 400-800-1600-3200-6400-12800-H1-H2 исследование надлежит продолжить. Из интереса.
P.S. Не просите сравнить с 5D2. Насколько я помню, я талию четыре года назад проводил гораздо либеральне, чем "12pt 0.5EV", а вот где проводил - не помню. В любом разе, 6D заметно почище по картинке при тех же ISO.

Comments

> Переключение через 1/3EV на камере можно выключить и больше никогда не включать.

И всё бы хорошо, но это нельзя отключить для AutoISO :(

А зачем AutoISO?
Все же видно в дырочку, получилась слишком длинная выдержка - надо выбирать между каким-то (конкретным) ISO и недодержкой.

Бывает много ситуаций, когда автоисо удобнее. Например, бывает очень удобно выбирать диафрагму и кадрирование/композицию и не думать обо всём остальном.

Ну потеряете "до 0.6EV" по ДД, дело житейское.

Более того, если "не думать об остальном" и оставлять камерные 4EV ДД выше точки серого, то и вверху стоп-два потерять (не использовать) тоже легко можно.

Лучше уж быть контрол фриком, тем более что все же нужное видно в видоискателе.

Так то оно да, с одной стороны.

А с другой, визуально и субъективно, 6д заметно хуже по деталям в тенях на низких исо, чем д700.

Я, правда, пока не понял, хорошо это, нормально, плохо или вообще пофиг, но когда тени нужны, а там всё плохо - 0.6 стопа вполне могли бы спасти. И если снимать что-то в около-репортажном стиле - ситуаций, когда это надо, становится достаточно, чтобы начать чувствовать неудобства.

Чтобы сравнивать две камеры (еще и разных производителей) - хорошо бы им точку серого вывести в одно и то же место.

Т.е. я подозреваю, что у D700 headroom - не 4 стопа, а три (надо мерять и проверять, конечно же). Соответственно, разумное сравнение с 6D возможно, если оному 6D поставить экспокоррекцию +1

Судя по тому, что на 6д при съемке портретов мне приходится обычно ставить поправку +1, а у д700 -0.3 - вы скорее всего правы. Но вот оно как бы поставлено, как бы должно придти примерно к одному и тому же, и при низких исо у 6д всё не очень. Но мегапиксели спасают, конечно.

Но вот оно как бы поставлено, как бы должно придти примерно к одному и тому же

Я вот этого не понял.
Понятие ISO для цифровых камер - штука неопределенная (для RAW). Вот Canon ее неопределил в приоритет светов (в смысле ДД в светах), Nikon - более консервативно.

Даже если бы там был просто одинаковый сенсор - съемка "по экспонометру" дала бы разный результат. Ну так это надо знать просто и уметь с этим работать.

P.S. Мне неоднократно говорили, что у тех кто не задумывается об экспонометрии и всем что с этим связано- бывают проблемы при переходе от 5D2 (~4EV в светах, а при галогенке и все 5) к задникам (~2.7-3EV). Простые же все вещи.

Если я правильно понял и точка серого у камер сильно разная с разницей примерно в стоп, то экспокоррекция в +1 на 6д должна привести точку серого примерно к уровню д700, так?

Съемка по внешнему экспонометру (minolta flashmeter IV) для общих кадров (пример - "бардак на столе") как правило дает примерно одинаковый визуально кадр. Но я пока ленюсь поставить штатив и снять два одинаковых кадра, чтобы потом их можно было в равдиггере смотреть.

Съемка по накамерному экспонометру там очевидно не может дать одинаковых результатов, ибо оценочный замер у кенона слишком умный (а матричный никона как правило совпадает с внешним экспонометром), а остальное не привязано к точке фокусировки (в отличии от) и в реальной жизни малоприменимо.

Я про точку серого у D700 ничего не знаю. Насколько я помню, у других камер (D3) headroom был в районе 3EV, но это я пою с чужих слов. Возможно,у D700 тоже 3EV.

Всего-то надо снять серое поле и в RD Посмотреть.

Вот никогда этого не понимал!
"В около-репортажном стиле" - это, как правило, экспозиция на самом минимуме (да, я живу в туманном сером Питере) и + пол ступени уже вредно.
С другой стороны, или снимаем правильно или сознательно идём на жертвы.

Это как ДД в S5 Pro: на хрена мне ДД в 15 (условно) стопов, если все они вверху??? Т.е. экспозицию всё равно не уменьшить! А увеличить я и сам могу. И если есть куда увеличивать, то и дубль-ХДР снять не в падлу...

Речь о том, что сравнивать надо сравнимое.

Раз производителям стандарт на ISO не выдали - его в любом случае придется придумать. Какой-то. Любой. И только после этого - сравнивать.

Да, может выясниться, что по этому стандарту кэноновские ISO100 - это никоновские ISO50. Ну и ладно.

Заметим, что подъем до ISO800 со 100 (3 стопа) приводит к потере ДД только на 0.6EV. Т.е. может быть вот оно счастье то.

А на чём печатали?

На струйнике

Понятно. Попробую поделать такое с новыми мыльничками. =: )

на Фотофоруме подержал 6d - ничего так

Хоть у меня и нету 6D, а всего лишь 5D Mark II, в очередной раз снимаю шляпу.

а вот с D800 не пробовал?

А вот нету его у меня.

Но упражнение же совершенно тривиальное, его можно проделать за час при некоторой сноровке.

А-аа-а-а! Эх!

Я усугублю:
- делая ЭТО сами вы гораздо лучше почувствуете свою камеру. Что можно тянуть и куда и т.д. и т.п.

Ну да, ну да! Я понимаю, конечно, но время надо найти, а тут на всём готовеньком ))) Спасибо, конечно!

"На всем готовеньком" - есть цифры от DXO. Чем не нравятся?

А нагло попросить у тебя готовую мишеньку можно? У тебя все-таки процесс печати откалиброван :)
Буду свой Д800 мучать.

Да калибровка не имеет значения, пока мы сравниваем одно и то же.
Ну будет контраст не 0.5EV, а 0.55 или 0.48 (а на больше - даже некалиброваная печать не разойдется) - ну и что? Это не помешает сравнивать кадры, снятые одной камерой.

А ответ - не, не дам. Это ж когда понадобится - опять печатать, сушить. Геморой.

Снимаю шляпу перед "поиском истины". Для себя решил на 5D MarkIII базовым ставить ISO 200. Видимо сказывается опыт с предыдущим Марком на уровне привычки.