Про Fuji X-Trans

Цитата (это про Coolpix A):
....Возможно она по ИСО будет проигрывать Фуджи с её матрицей...

Ну и много где я подобное встречал, по смыслу "ну, Фуджи, она кисть дает..."

Мои поздравления пиарщикам Fuji: несмотря на то, что картинка с их камеры дает артефакты на демозаике (и на сегодняшний день, как я понимаю, и ACR 7.4 и LR 4.4, в которых это полечено, все еще в бете), а обещанного подавления муара не случилось - широкие массы фотографов продолжают быть уверенными, что X-Trans - это такой прорыв и так далее.

Comments

ну дает и дает. RX1 с включенной коррекцией виньетки, судя по тестам, заваливает в пурпур (насколько я помню). ну и что? видно это только на тестах, только на равномерном сером поле. можно подумать что я вешаю на стенки фотографии равномерного серого поля. фуджиком видимо нельзя снимать сетку-рабицу.

"Color and overall image quality are exceptionally pleasing with the Fujifilm X-E1." - вот это важно, да.

если бы fuji те же самые R-G-B-G фильтры поставило бы не в виде x-trans 6х6, a в виде обычного 4x4 у них было бы на выходе (с их конвертером в firmware) тоже "exceptionally pleasing"... вон у ricoh m-модуль без AA фильтра всего 12mp на aps-c сенсоре (против 16mp у fuji) и никто особо на муар не жалуется.

Ну да, само собой. Цвет зависит от а) спектральных характеристик б) качества профиля.

Фуджиком, если ты посмотришь всякие примеры, много чего нельзя снимать (с текущими версиями RAW-конверторов). Притом, затевалось все это - ради подавления муара, которого тоже не происходит. Но он стал другим, отчего стандартные методы его подавления работают так себе.

Но я вообще о другом: фуджи так качественно поездила всем по ушам со своим X-Trans, что не пробовавшие (но читавшие эти тексты) - пребывают в уверенности, что сенсор совершенно особенный.
С Super-CCD тоже было примерно так.

ну Super CCD физически была по-другому устроена, ячейки разные, могендовидообразные, etc. Тут-то я так понимаю матрица сама по себе такая же.

Вот это тоже тот самый случай езды по ушам. Куча народу, начитавшись материалов фуджи (и, кстати, я - тоже, пока не начал разбираться) была уверена, что там строки/столбцы наклонные (вот типичная картинка: ) Отчего наступает всякое благолепие, разрешение по горизонтальному/вертикальному направлению растет (а по наклонному - падает). А на самом деле у Fuji S5 каждая полуматрица имеет разрешение 4300x1200 ( http://blog.lexa.ru/2009/01/12/esche_o_fuji_s5.html ), а софт от Адобе, к примеру, использует только одну полуматрицу, а на R-пиксели вовсе ложит. И, да, горизонтальное разрешение хорошее. А вертикальное - никакое.

У Super-CCD (не у всех) неплохой динамический диапазон, а у X-Trans преимуществ совсем нет.

Ага. Только вот кто (из софта) использует данные со второй полуматрицы (и как) - вот в чем вопрос то....

Если бы всё опубликовали (включая геометрическое расположение полуматриц и их максимальную яркость), могло бы быть не так печально...

Если бы производители камер публиковали бы про них всякое
- характеристики матриц (спектральные данные, емкость пикселя, шумовые данные)
- характеристики тракта усилитель-АЦП (на разных ISO), включая шумовые данные
- расшифровку vendor-specific EXIF-полей

То было бы сплошное благолепие.

Кстати, планируется ли в LibRaw поддержка X-Trans за пределами эмулятора dcraw?
(узнать смещение CFA etc.)

Что-то я даже вопроса не понял.
"Смещение CFA" имеет смысл для Super-CCD, где два CFA и неизвестно как смещенных (впрочем, камер мало и кто хочет их правильно поддерживать - может табличку себе составить).

А для X-Trans то что? Паттерн 6x6, его узнают по специальному значению в filters (2, кажется).
Какой-то особой демозаики своими силами - пока не планируется. Если у вас есть своя - приносите, прикрутим.

Грубо говоря, как узнать цвет углового пиксела?

Как обычно:
LibRaw *rp;
..
color = rp->COLOR(row,col);

А можно в C API добавить COLOR или нечто подобное?

Ага, добавлю в 0.15-BETA5, тем более что ее выпуск назрел.

В документации непонятно, что будет в filters для небайеровских CFA. Судя по периоду 2х8 - там просто мусор.

Да, это верно. Документацию поправлю.

filters меньше 1000 и больше нуля - это special cases
1 - Leaf Catchlight с матрицей 16x16
2 - Fuji X-Trans

Но вызов COLOR(row,col) все правильно обрабатывает - и им и надо пользоваться (можно кэшировать 48 значений в строке, чтобы не звать на каждый пиксел)

Не знаю, при чем тут фракталы, но более всего это напоминает применение median-фильтра и последующее повышение резкости путем подмешивания результата detect edges к получившемуся изображению.
По моему скромному мнению, простым результатом демозаики это быть не может, т.к. для получения такого эффекта нужен учет соседних пикселей. Проверить, в принципе, легко: натравить любой wavelet-фильтр, задавить сначала все с периодом 1-2 пикселя, а потом - наоборот, все кроме этого. Первое должно дать типичную картинку для median, второе - типичную для detect edges.

И это покруче чем median, который Олимпус применяет при проявке в JPEG в E-M5 и фирменном софте.

Демозаика (за исключением half для паттерна 2x2) - это и есть "учет соседних пикселей" каким-то способом.

Я, возможно, не совсем верно выразился. Имел в виду "больше соседних пикселей, чем обычно". Для результата, который получается тут, к изображению нужно применить median где-то не больше чем 3х3 (а то очень размыто будет), а find edges - где-то 5х5. Или эквивалентный фильтр, естественно...

Да, фуджи сейчас самый активный игрок по продвжению и рекламе.

черт, а я как раз присматривался к фуджику в виде маленькой камеры и как раз прибывал в уверенности что картинки с них с них вполне и неплохие. я правда смотрел тесты на dpreview в руках не держал камеру. наверно в сторону соньки rx100 буду смотреть.

Накачайте самплов (их много в сети) и попробуйте
а) применить свой любимый RAW-процессор
б) применить фуджевский процессор

Если первый вариант даст приемлемый результат (скажем, в ACR 7.4 вроде это место сильно улучшили) и/или от второго - не тошнит, то почему бы и нет.

Если стоит задача увидеть "подавление муара" то стоит наверное привести две картинки: одну с x-trans сенсора, другую со стандартного сенсора со схожим разрешением (Leica M9 как раз подойдет). А иначе это болтовня получается. Понятно что муар будет в каких то случаях, вопрос в том меньше он чем на стандартной матрице или такой же (подавление шума еще не означает отсутствие шума). Помню что на luminous-landscape писали что муар не заметен там где лейка его демонстрировала стабильно.

Меня в этой конструкции забавляет не столько муар, сколько артефакты.

Раз не забавляет, то может и писать не стоит? :)
Вот нашел картиночки:
Leica 50mm 2f
http://www.luminous-landscape.com/articleImages/Nick_Devlin/Leica_Brick_...

Fuji x-pro1 35mm 1.4f
http://www.luminous-landscape.com/articleImages/Nick_Devlin/Leica_Brick_...

На мой глаз подавляет муар еще как. Так что это не страшилки маркетологов, а математический факт. Я хочу сенсор без низкочастотного фильтра да что б еще при этом муара не было. Если за это приходится платить артефактами в некоторых случаях, что ж тут надо подумать и взвесить. И есть большая надежда что усовершенствование алгоритмов излечит эти артефакты.

Ну заведите свой блог и не пишите туда что хотите.

Муар на высокочастотных объектах в существенной части - результат демозаики, а не имманентное свойство исходного сигнала.

При этом, для 6x6 алгоритмы демозаики - другие, чем для 2x2. Отсюда вопрос: а что именно сравнивается в вышепоказанном тесте?

Согласен, муара в сигнале поставляемом объективом нет вообще. Он появляется в результате дискретизации. Алгоритм демозаики может его нивелировать (а может и подчеркнуть). От того как расставишь пиксели при дискретизации проявление муара зависит не меньше чем от алгоритма.

Я не знаю как получали картинку с камеры в упомянутом тесте (полностью он здесь http://www.luminous-landscape.com/reviews/cameras/.shtml ). Но показательно в любом случае, будь то джпеги из камер или результат конвертации в лайтруме (я сильно сомневаюсь что автор подсунул там самый худший вариант демозаики для ляйки какой смог найти).

Ваш тест с искусственным днг очень интересен. Было бы интересно взглянуть на другие тестовые паттерны ну и конечно на искусственный днг для x-trans сенсора.

> я сильно сомневаюсь что автор подсунул там самый худший вариант демозаики для ляйки какой смог найти

приведенные jpeg'и просто демонстрируют что raw converter в firmware у fuji нашел после демозаика и задавил муар в окне использовав в частности десатурацию части изображения где был найден муар, а leica так не умеет и все.

Как владелец X-E1, кисть в стиле фракталов подтверждаю. Насчет муара - вроде бы только из бестолковых конвертеров, которые не научились еще конвертировать эту бестолковую матрицу. Палка о двух концах. :)

А вообще, на рынке нету ничего нормального на сегодня, чтобы беззеркалка не меньше полуторакроп, держабельный корпус, толковый ЭВИ на сегодняшний день, доступное управление, рабочий отрезок, чтоб М оптика встала. Ну нету и все.

не меньше полуторакроп

Снимите это требование - и будет.

Не могу, мало того, хочется поставить требование "одинкроп" (чтоб с байонетом), но это сейчас бессмысленно. Лейка хорошо, но дорого.

Ну будет вам полнокадровый NEX, куда им теперь деваться.

А что такого случилось? И где они оптику возьмут под полный кадр?

Видеокамеру выпустили с NEX-байонетом и полнокадровым размером.

Аааа! Я просто в ту сторону совсем не слежу. Тогда, да, должны.

Сомнительно что-то, уж больно у NEX-ов рабочий отрезок короткий, углы косинусом совсем прибьет.

А Sony NEX-VG900 сделали, чтобы всегда через переходник использовать?

Ой. А я и не знал что такое есть... отстал от жизни.

Ну да, эт я не подумал. Диаметр байонета довольно большой, в него как раз APS-C встает. Совсем уж телецентричности достигать не выйдет, но наверное оно и несмертельно.

Вы бы, прежде чем ерунду писать про рабочий отрезок и телецентричность, сперва хотя бы погоняли схемы реальных в программах расчета оптики.

> толковый ЭВИ на сегодняшний день

снимите это и берите ricoh gxr + m модуль + EVF VF-2

Canon 100D? :)
Формально не беззеркалка конечно, но разницы уже мало.

Нет, 5DM2 у меня уже есть. Даже если зеркалка со спичечный коробок - это все равно зеркалка.

А вот бы смыть к... цветовые фильтры на Фуджи. Думаю, неплохая бы альтернатива Лейке ММ нарисовалась бы.

Возможно не в тему, но все таки спрошу - пробовал проявлять равы от фуджа с помощью распоследнего LR и SilkyPix. Оставив в сторону цвета муар и прочее удивила адская неторопливость проявки равов. Просто жуткие тормоза. На довольно приличном железе.

Это как то связано с небайеровской матрицей? Алгоритмы демозаика другие или что то еще?

Да, алгоритмы другие.

Не факт что они медленее (там есть разные), просто "классика" должна быть вылизана у всех, а новые - еще нет.

Кстати, ACR 7.4 уже вышел.