Про Nikon D5200

Update: мои рассуждения об отсутствии тоновой кривой были вызваны моей торопливостью. Тоновая кривая есть и приводится тут. Текст данного поста править не стал, пусть останется для истории (на него уже сослались много где).

Попались тут в руки тестовые кадры с D5200. Ну я их сразу в RawDigger и давай мучать:

Кадр, как мы видим, немножко недодержан, максимум на уровне 5900 (из чего мы делаем очевидный вывод о "14-битности"), тоновая кривая отличается от обычной никоновской.

Возьмем кусочек серого поля (прямогольник на нем) построим гистограмму:

Второй зеленый канал я отрезал, он примерно такой же.

На гистограмме видна такая вот странность:

  • Вот зеленый канал - начинается с 1047, заканчивается на 1302 (естественно, там начинается и кончается редкими единичными пикселами), а более-менее значимая часть примерно с 1080 по 1260 т.е. минимум 180 уровней.
  • А вот уникальных значений в диапзоне от 1047 до 1302 нам машинка насчитала 85. Примерно каждый третий, если не меньше.
То есть дырки в гистограмме, которые для всех прочих 14-битных никонов - нехарактерны (для них характерны дырки в красном и синем каналах, но относительно редкие)

Взглянем на них повнимательнее, возьмем кусочек гистограммы:

Вот например в диапазоне от 1140 до 1161 включительно - имеется 7 значений (а не 21). То бишь полтора бита из 14 куда-то подевались.

Кроме этого, мне непонятны пики (например на 1161), если бы это было целочисленное округление, то рядом были бы провалы, вот как в красном канале:

Но в зеленом канале ничего такого нет.

Заметим, к слову, что в красном канале дырки и данные идут через 1, тогда как в зеленом ширина дырок - 2.

В синем же канале мы имеем картину, привычную нам по другим Nikon-ам, редкие дырки связанные с WB preconditioning:

Перейдем теперь к белому полю и увидим там совершенно другие дырки.

В синем канале - дырки появляются и идут через 3:

А в зеленом - уже через 6 (в красном - тоже):
Анализ гистограммы всего изображения показывает нам следующее:

До уровня 450 есть "обычные никоновские дырки в синем и красном", начиная с уровня 450 - дырки "через 1":

Начиная с уровня 1080 - дырки "шириной 2":
Начиная с уровня ~1860 - значения уже идут через 6 (вертикальная ось - в логарифмах, иначе синего канала не видно)
Дальше аналогичная картина:
  • Начиная с уровня 5970 - уровни идут через 7
  • Начиная с уровня 7776 - через 8
  • Начиная с уровня 9857 - через 9
  • А дальше у меня нет тестовых кадров, но предполагаю что "кривая" (количества пропущенных уровней) загибается и дальше
Другими словами, механика похожа на такую
  • Сначала пропустили через тоновую кривую похожую по смыслу на кривую у камер Sony, а не на обычную никоновскую. Точнее, через обратную кривую: пожали немножко света.
  • Потом - сразу наложили обратную кривую (все равно компрессия пожмет ровно так же, зачем себя мучать кривой при распаковке), получив линейные данные с дырками.
  • В отличие от Соневской кривой, которая жмет только света (верхние 3 стопа), в данной камере жмут чуть больше 5 верхних стопов (сжатие начинается с уровня 450, при диапазоне, как я предполагаю, 16383).
Особо большой беды я в этом всем не вижу, просто вот для сведения.

Comments

пора писать аналитическую обобщающую статью на rawdigger.(ru/com) об анализе дырок... ибо тема-то все чаще и чаще появляется... без шуток.

На самом деле, дырки - это троллинг такой.

Правильная метрика - это "уровни на стоп" или что-то в этом духе. И, грубо говоря, если уровней больше чем сотня на стоп (цифра достаточно условная, конечно), то сколько их там на самом деле, 101 или 8192 - практически без разницы, их в практическом смысле более чем достаточно.
Ведь на выводном устройстве у нас на всю картинку - 256 уровней, ну 1024.

Вообще-то это больше похоже на то, что исходный кадр был с lossy-компрессией (которая включена по дефолту и не во всех тушках можно выбрать lossless, но в 5200 скорее всего можно). Хотя могу ошибаться, но там такие моменты есть и таблицы пропусков значений цветов для старых тушек что-то как раз такое весьма напоминают).

В старых тушках при Lossy-компрессии появляется тоновая кривая (она есть в формате NEF, но optional).

В данном случае ее нет.

На самом деле, при LJPEG-сжатии оно и не надо, если в младших битиках завсегда одинаковое, то его хорошо пожмет и так.

Да, вы правы, а я - поторопился. Lossy-компрессия, но с другой кривой: http://blog.lexa.ru/2013/02/01/vdogonku_pro_nikon_d5200.html

Было бы все же более интересно посмотреть на рав с lossless компрессией.

В реальной жизни если lossy-равки с никона куда-то тянуть - часто получаются видимые артефакты, которые не получаются на таких же кадрах в lossless.

Насколько я понимаю, у 5000-й серии нету lossless.
Ну и начиная с 5100 - постеризация должна стать существенно меньше, все-таки два бита добавили.

да, похоже что так, я в гугле видел в обзорах, что оно есть, но на сайте никона в спецификациях написано что только 14 bit lossy.

Кстати, а на 6D вы уже смотрели? Там есть что-нибудь с матрицей, о чем стоит знать?

Специально - не смотрел.

У кэнонов очень простой формат (черный не вычтен и все такое), я там сюрпризов не ожидаю.

Эта камера вообще интересная. Сенсор - Toshiba. Может оттуда все странности?

Ну есть мнение, что они у Sony лицензировали

То есть только производство Toshiba ? Тогда это не так интересно.

Не, ну выход то другой, как мы видим.

А что там поменяли - мне неизвестно.

Add new comment