Анонс: калибровка экспонометра цифровой камеры по RAW-данным
lexa - 15/Фев/2012 13:33
Хочу напомнить, что сайт RawDigger - это не только ценный мех сайт программы, там будут публиковаться тексты про применение RawDigger в обычной фотографической практике, а не только для фотодро.. глубокого технического анализа камер.
Сегодня опубликован очередной опус:
Калибровка экспонометра цифровой камеры - о том как по двум кадрам за три минуты понять, что же именно меряет экспонометр вашего dSLR и почему это знание нельзя заменить камерной гистограммой.
Прошу любить и обсуждать. Лучше там, но можно и тут.
Comments
У Hobbymaker`a был в своё время неплохой <a href="http://hob
У Hobbymaker`a был в своё время неплохой экскурс на тему 18% vs. 12%. Потом, насколько я помню инструкцию к кодаковской серой карте, там ещё куча поправок. Материал занятный, единственное, что это сложно удержать в голове. Где камера на "ручке", там обычно хватает времени для перенастройки экспопары, где нужна оперативность всё-равно ставится полуавтоматика, которая все знания просто не учитывает.
Ну да, полуавтоматика. Черные лыжники на сером снегу, знаю.
Ну да, полуавтоматика. Черные лыжники на сером снегу, знаю.
Со снегом как раз проще ;) +2ev по точке в М и пока свет не
Со снегом как раз проще ;) +2ev по точке в М и пока свет не изменится чувствуешь себя нормально. Летом веселее, за контровым и боковым светом на лету не успеваешь.
Ну вот для рассмотренной камеры можно и +3 смело. Что довол
Ну вот для рассмотренной камеры можно и +3 смело.
Что довольно ценное знание, если снег - только фон (но проработать его нужно).
в статье в разделе про применение и экспонирование по светам
в статье в разделе про применение и экспонирование по светам, написано что меряем света и делаем экспопоправку в "минус", а должно быть написано в "плюс"
Спасибо, поправили.
Спасибо, поправили.
К сожалению, есть ещё блюминг - чисто цифровая бага. Со снег
К сожалению, есть ещё блюминг - чисто цифровая бага. Со снегом трюк прокатит, с текстурироваными поверхностями и оптикой, склонной к хроматическими искажениям, на высококонтрастных сценах дотягивание до правильной экспозиции 2 может привести к необратимым явлениям и нарушению микропластики из-за перетекания заряда, которые в конверторе не устраняются откатом экспозиции в минус.
Canon 40D Есть небольшая виньетка, в данном случае не критич
Canon 40D
Есть небольшая виньетка, в данном случае не критично - замер частичный по центру, там же и выделение.
+6 ev выдало на гора 12800 по всем каналам по белому листу при дневном освещении.
Кликабельно
Стандарный замер с 0 ev поправкой. R500 G1177 B982
Выходит R(-4.68 ev) G (-3.44 ev) B (-3.70 ev)
Единственное, не разобрался как делать область выделения больше 66*66. На скриншотах с сайта периметр больше, а на растягивание мышкой рамка не реагирует.
Если это натуральный блюминг, а не глюки конвертора, то можн
Если это натуральный блюминг, а не глюки конвертора, то можно смело поднять ISO. До, к примеру, того самого 1e/1ADU.
Предложение интересное. Насколько я понимаю, подняв чувствит
Предложение интересное. Насколько я понимаю, подняв чувствительность тем самым можно уменьшить количество света, попавшего на сенсор (грубо говоря, меньше света - меньше блюминг), в то же время компенсировав это аналоговым усилением без вопиющего ухудшения соотношения сигнал/шум?
Ну да. Блюминг же - свойство матрицы, от ISO не зависит. Я
Ну да. Блюминг же - свойство матрицы, от ISO не зависит.
Я всерьез обмерял только 5D2, у него между ISO 100,200 и 400(1e/1ADU) разница по качеству картинки микроскопическая (но есть, наилучшая на 200).
Shift + мышка - выделение произвольного размера
Shift + мышка - выделение произвольного размера
Алексей, давно хотел где-нибудь спросить, да всё контекст бы
Алексей, давно хотел где-нибудь спросить, да всё контекст был неподходящий:) Тут тоже немного оффтопик, но всё-таки.
Вот у нас сенсор (+АЦП). Сигнал от него, как я понимаю, линейный с высокой точностью. Даже если точность не очень высокая, то откалибровать отклик конкретной модели сенсора не должно составлять труда. Перед сенсором светофильтры. Они тоже линейно сворачивают спектр в скаляры. RGB-пространство тоже линейно, ну гамма там по яркости. Получается, что задача преобразования сигнала от сенсора в RGB линейная с точностью до одной единственной заданной гаммы. Значит, чтобы заставить монитор светиться так же как светился объект перед камерой, достаточно линейно преобразовать сигнал от сенсора. С точки зрения цвета это означает ткнуть пипеткой в нейтральный объект и таким образом найти взаимные коэффициенты для трёх каналов. Ну и гамму потом наложить. Всё, этого должно быть достаточно.
Что я упускаю? Потому что если я ничего не упускаю, то совершенно непонятно, почему разные конвертеры по-разному разрешают и передают цвета с разных камер а они таки их передают по-разному.
Это место просто густо усыпано граблями. В том порядке, что
Это место просто густо усыпано граблями. В том порядке, что вспомнил:
1) Не учтено то, что спектры фильтров и спектры пикселей на мониторе - разные. Причем спектры фильтров на сенсоре расширяют для повышения чувствительности, что ухудшает качество "разделения цветов" (мысленный пример - черно-белая камера, где разделения нет вовсе).
В результате однозначного преобразования из цветов камеры в цвета монитора может и не быть.
Вот снимаешь радугу, смотришь, а на ней не все цвета (потому что профиль их завернул не туда).
2)Откуда берутся эти самые профили камер, какое у них качество, должны ли мы иметь один профиль для всех съемочных случаев (с учетом пункта 1) - большой для меня вопрос. Ну, вероятно, снимают какую-то мишень или спектралку, строят ICC-профиль, применяют.
3)Что там творится в цветовом движке, с учетом округлений, выхода за диапазон ("охват у камеры" - шире вилимого диапазона) - не меньший вопрос: http://blog.lexa.ru/2010/01/29/tsvetovaya_govorite_nauka.html
4) Вообще, ICC-стандарты для input profiles есть большая попаболь, они как-то работали со сканерами (где одна и та же лампа), а с камерами, как мне кажется, там все не слишком хорошо.
В части ICC - Adobe уже от них фактически отказался, их DCP-профили - больше чем ICC. Но народу тоже не нравится, они их обратно раскручивают (untwisted profiles).
5) На закуску. В тенях оно таки нелинейно: http://blog.lexa.ru/2011/03/24/o_lineinosti_v_tenyakh.html (за счет шумов). А где будет синий канал у темно-красной плашки с колорчекера?
Это не говоря о всяких засветках-рассеянии от оптики, которые при съемке мишени тоже будут.
6) А потом некто снимает с ETTR, потому что ему на семинаре так велели. Применяя профиль, построенный по мишени, снятой с нормальной экспозицией. Профиль построенный на пункте 5 будет компенсировать нелинейность (коя была в тенях нормально снятой мишени в слабом канале), но мы то подвинулись из области нелинейности - и нам это перекомпенсируют.
7) Ну и пользователи конверторов, они же не хотят правильного цвета. Они хотят красивого цвета.
8) А, да, еще есть интерполяция, где цветовые компоненты восстанавливаются как-то. Вот так: http://www.libraw.su/articles/bayer-moire.html
Эти эффекты больше влияют на шум, но в тенях, где шум виден хорошо, там и на цвет тоже.
P.S. Давай я из этого сделаю пост и продолжим там? Оффтопика не будет
Пост был бы интересен, спасибо!
Пост был бы интересен, спасибо!
Не, я прямо из этого текста, но просто как место для дискусс
Не, я прямо из этого текста, но просто как место для дискуссий.
Сейчас, в течение часа-двух....
Ничего нового я там не написал (ну чуть-чуть), но там это не
Ничего нового я там не написал (ну чуть-чуть), но там это не оффтопик
ЖЖ: http://alextutubalin.livejournal.com/285529.html
Блог: http://blog.lexa.ru/2012/02/20/o_tsvetoperedache.html