О китайском литии

Докладываю: тестирование хлопушек тестирование китайского лития прошло успешно, насколько это возможно в условиях эксперимента:

  • Методика: разряд током 500mA в Maha-C9000, девайс считает миллиампер-часы, разряд прекращается, когда запрошенный ток отдать уже не получается.
  • Протестировано 8 батарей, все они безусловно хорошие:
    • У всех емкость больше 2900 mA*h
    • у 6 из 8 - больше 3000 mA*h
    • у 3 из 8 - больше 3100mA*h
    Energizer заявляет емкость чуть ниже 3000 при разряде током 250mA, у меня ток вдвое выше, другими словами емкость соответствует ожиданию.
  • Какой-либо зависимости емкости от веса батарейки (а он в диапазоне от 14.39 до 14.82, разница заметная) или от напряжения неразряженной (1.797-1.831) не обнаружено. Тестировались и самые легкие и самые тяжелые и так далее.
  • Напряжение в процессе разряда держится в районе 1.35-1.2 В (о чем ниже).
Короче, конкретная партия у конкретного продавца хорошая, буду у него брать еще. Собственно, продавца я выбирал исходя из цены и отсутствия отрицательных отзывов на качество продукта (а не на долгую доставку и т.п.).

Понятно, что процент брака ниже 0.3 я на восьми протестированных батареях сколько-нибудь достоверно не установлю, плюс нет гарантии, что следующая партия работает. Поэтому изучался вопрос по отличению разряженной банки от еще живой в полевых условиях (куда тестер я теперь уже беру, он весит меньше чем 4 AA-аккумулятора). Результат такой:

  • Отличить по напряжению сразу после снятия нагрузки - можно, но релаксируют они быстро и уже через час отличить разряженную полностью (полампера уже выдать не может) от разряженной на 80% трудно, у обеих будет напряжение в районе 1.46-1.48в (сразу после снятия нагрузки - ~1.30 и ~1.40).
  • Отличить можно по внутреннему сопротивлению т.е. по току короткого замыкания, у живых банок это амперы (по 3A должна срабатывать защита), а у разряженных - сильно меньше.
  • Соответственно, нужно сначала попробовать разрядить через 1Ом, если будет порядка ампера или чуть больше, то банка хорошая, если меньше - то можно уже проверять ток КЗ.

Надо понимать еще, что за счет более высокого напряжения под нагрузкой, емкость Li-FeS2 банок выше, чем формальные миллиампер-часы где-то процентов на 10:

  • NiMh 2500mA*h*1.1В = 9900 Дж. На 30г веса: 330 Дж/грамм
  • LiFe2S: 3000mA*h*1.25В = 13500 Дж. На 15г. веса: 900 Дж/грамм.

Да, мораль: покупать тут по 75-100 рублей не буду, буду брать у китайцев по $1.

P.S. У китайцев есть еще литий на 3500, надо их тоже попробовать.

Comments

последняя ссылка на литий 3500 некорректная

10x, поправил.

Это именно (одноразовые) батарейки со степ-дауном внутри?

Одноразовые.

Но почему степ-даун? Там реакция в духе Li-2FeS2 = Li2S + 2FeS т.е. считать напряжение по ряду напряжений "литий минус железо" неправильно.

А, там ли-фе, а не ли-ион, ясно.

Впрочем, Energizer рисует это в два шага, в результате до металлического железа и сульфида лития.

Отчего там 1.5в - моих знаний электрохимии не хватает, все забыл.

У этих зелененьких на странице продавца заявлена емкость 1200, а вы пишете про 3000. Как так?

1200 - это AAA
размер AA - 3000.

Правда в настоящую секунду зелененьких АА у него не видно, а три дня назад - подорожали на доллар (было 19.88 за 20 шт, стало 20.88). Партия кончилась?

> Отличить можно по внутреннему сопротивлению т.е. по току короткого замыкания, у живых банок это амперы (по 3A должна срабатывать защита), а у разряженных - сильно меньше.

А у них есть защита? У тех Energizer L91, что я покупал лет 5 назад защиты нет (покупал как легкие и долгохранимые запаски вместо AA аккумуляторов, поэтому они до сих пор живы), и 10A на мультиметре с нормальными щупами они дают.

У Energizer на эту тему как-то не вполне внятно написано
- в даташите нарисован "прибор с положительной обратной связью по температуре" - т.е. он ограничивает ток по перегреву.
- но где-то еще я прочитал именно про 3А-ограничение, может с прямым углом перепутал.

Я даташитов не читал, а просто мультиметром в батарейки тыкал (кратковременно). Кстати eneloop-ы или NiCD AA при таком тесте тоже дают порядка 10A. Если мультиметр средне-китайский - то 2-4A. Но это в основном вина щупов, а не батареек.

можно дилетантский вопрос?

10 АА батареек в икее стоят .. 65 рублей(точно не помню, но порядок такой, может 70 рублей).
На борту написано alkaline

наверно это не бог весть какие батарейки, ёмкость вроде 1500(не мерял, делаю догадку на основе непонятной надписи MN1500). но они в 5 раз дешевле даже китайских, работают(у меня во вспышке), разброса между партиями нет( в общем за это отвечают икея), ждать доставки не надо и пр.

Так в чём профит? Т.е. имеем батарейки в худшем случае в 2 раза слабее и в москве, по цене в 5 раз дешевле чем у нонейм китайцев, с гарантированным качеством. но ты изучаешь китайские и думаешь о закупке крупных партий. нутром чую подвох.

Т.е. я могу придумать кейс: каждый грамм на весу. и взять можно только 10 батареек(например). поэтому берём самые мощные. но кейс сомнительный. походы пару раз в году, время стоит дорого(потраченное на исследования), да и при таких объёмах цена не так важна и проще купить 10 дорогих гарантированно хороших батареек. Так что кейс вроде не тот. :)

Тут много ответов сразу

1) Цена на батарейки меня парит очень слабо. Скажем, семейная поездка в Карелию на 2 недели в этом году - это по $700 с носа, а носов было четверо. На этом фоне $30 за 30 китайских литиевых батареек вообще не видны, да и $100 (если по 100 рублей в магазине покупать) - тоже почти незаметны. Но если $60 разницы превращаются, за 4 поездки в году, в $250 - то, конечно, было бы приятно их поэкономить.

2) Вес, наоборот, парит сильно, особенно в пеших выходах. GPS+рация жрут в сумме 2 батарейки (аккумулятора АА) в день, за 2 недели набегает кило (28x30г + запас). А есть еще вспышки, фотокамеры, спутниковые телефоны. Снизить этот вес втрое (см. на энергоемкость) крайне полезно, все же на себе.

3) Литий почти не теряет емкость до -20С. И если -20 мне малоактуальны, то -5С - вполне. У батареек и NiMh-аккумуляторов в этом месте все гораздо хуже.

4) Емкость щелочных батареек при разрядке большими токами (рация на передачу) - согласно рекламе лития - "в 6 раз меньше". А цена - в 5 раз меньше. При токах поменьше - отношение получше. Собственно, рация начинает плохо передавать на батарейках в течение дня, т.е. туда только то, что может большой ток отдавать долго (аккумуляторы NiMh или литий).

Вместе с тем, буду в Икее - куплю пачку, разряжу и задумаюсь.

Вместе с тем, время вовсе не "стоит дорого". Продуктивно работать я могу ну часов 5 в день, ну 8, по разным причинам, скажем когда дети уже пришли из школы, но еще не уложены - продуктивно сделать что-то без шансов почти. Остальное время - развлекаюсь как умею, разрядка батареек и написание об этом в блоге ничуть не хуже других способов.

>Остальное время - развлекаюсь как умею, разрядка батареек и написание об этом в блоге ничуть не хуже других способов.
))) ну вот этот кейс я понимаю очень хорошо
и за объяснение про литий спасибо

погуглил, уже нашлись любители разряжать икею, тут графики
http://www.fcenter.ru/online.shtml?articles/hardware/tower/23101
несмотря на то, что статье 4 года, не думаю, что батарейки именились :)

Батарейки могли и измениться, Ikea поставщиков меняет.

Но не изменилась суть: при разряде током 750mA (что ближе всего к моим 500mA) даже у лучших батарей получается ~1 A*h. У лития - 3.
На морозе разница будет еще больше.

> Вместе с тем, буду в Икее - куплю пачку, разряжу и задумаюсь.

Юзал я Икеевские батарейки в походе - страшный шит. Дюрацелл раза в два дольше отрабатывал в моем GPS.

Мне нужно 12 сильных батареек в год, ради этого заказывать их на ебее - не буду.

Но вот емкость парит сильно: у твоих китайцев - 3000 mA*h, а у брендового литиевого энерджайзера, который в булочной можно купить - скока? Хотя бы по объявленным ТТХ для размера АА?

Не, не мерял. По 100 рублей за батарейку - жаба душит.

Формальная их емкость - 2950-3000 при нормальной температуре и человеческом зарядном токе.

BTW, а отчего бы не заказать 12 батареек на EBay? Минутное дело, принесут на почту.

> BTW, а отчего бы не заказать 12 батареек на EBay? Минутное дело, принесут на почту.

Я не могу так планировать свой досуг. Обычно о походе не думаю вообще примерно до -14 дней до старта. И почти все закупки происходят в два последних дня перед стартом.

У этих батарей срок хранения - 10 лет, если не 15 (сейчас продают со сроком годности 2020 или 2025, забыл).
Ну закажи ты 30 штук сейчас, в два последних дня перед стартом достанешь из ящика стола.

Они ведь места совсем не занимают.

А то ведь кинешься в аптеку за два дня до старта - а там и нету таких, даже по 100 рублей.

хозяйке на заметку, немного из соседней области, но вот любопытная ссылка про акки
http://mysku.ru/blog/others/3183.html

Там, к сожалению, нету важного: каким током разряжалось. Если смотреть на результаты Артамонова на fcenter, то вопрос важный т.к. разные батареи ведут себя очень по-разному при разных токах.

Там текст есть: "Более полные данные можно посмотреть тут."
И вот "тут" написано. :-)

Ага, 250ма разряд. С моими данными это не вполне совместимо, я использую 500, но все равно интересно.