Вопрос про рации

Последние лет 8 мы пользуемся в походах различными вариациями на тему Motorola Talkabout, которые более-менее устраивают, если бы не два но:

  • Конкретно у моих - американский диапазон (FRS/GMRS), это потенциальная проблема с легальностью.
  • Вокруг все больше появляется легальных станций (российский диапазон LPD или российско-европейский LPD/PMR), отчего возникают очевидные проблемы с совместимостью, на Алтай два года назад раций набралось впритык, хотя казалось бы у всех были.
Захотелось решить проблему на очередные десять лет, старые пропить, новые купить. Слышу дружный хор голосов в пользу вариаций на тему Kenwood TK-450S (даю ссылку на левый сайт т.к. Kenwood эту модель тщательно скрывает). Таких вариаций много: Joker 450s, Аргуты разных версий.

Но!

Список требований к идеальной туристской рации прост и незатейлив:

  • Легкая.
  • Вседиапазонная: PMR/LPD/FRS/GMRS (или просто 420-470Mhz и ручная настройка), возможность работы с подканалами перечисленных стандартов.
  • С отечественным сертификатом. А еще лучше - с отечественным и с европейским.
  • Питание от пальчиковых батареек
Увы, но перечисленные варианты все 7.2-вольтовые и с батареей Li-Ion. Для Kenwood вроде как можно купить держалку на 6 АА-батареек, но 450-й кенвуд не имеет сертификата, да и 6 батарек - это дофига.

Отсюда вопрос к читающим: а не видел ли кто примерно того же самого, но с более низковольтным питанием:

  • 400-470 мегагерц, перестраиваемые.
  • 150 граммов без батареек.
  • 2-2.5 ватта мощности вполне достаточно, как показывает практика.
  • 3-4 AA-батареи.
  • С отечественным сертификатом.

Update: занесло на LPD-форум и понял я, что выбор легким не будет.....

Comments

Вот тут можно глянуть-спросить
http://www.radioscanner.ru/trx/

а вам хватает мощности того, что подлазит под нелицензируемый порог?

Там где я ими пользуюсь - никто не будет определять мощность, длину волны и т.п.. Да и наличие раций - тоже.

А вот докопаться могут в аэропорту на проверке багажа, грубо говоря. Вот на этот случай хочется иметь какую-то филькину грамоту, вроде сертификата ростеста или чего-то подобного.
Прецедентов не было за 10 лет, но все когда-то случается.

В этом смысле я склоняюсь к Аргутам. Такое же китайское как и все, но бумажки имеются.

Смотрите на Yaesu. Очень легкая и компактная VX-3R, но у нее только LPD (по крайней мере, у той, которую лично я держал в руках, сайт почему-то врет, что 420-470). Более тяжелые - FT60R (у меня такая), VX-6R и так далее - это уже нормальные вседиапазонки. Как минимум к 3R и 60R есть батарейные отсеки под пальчики (самолично держал в руках и работал), про 6R и далее надо спрашивать.

Так что если вы готовы плюнуть на передачу в 420-470 и остаться только в LPD - 3R, она очень хороша, легкая, три (или четыре) пальчика. В остальных случаях - смотрите на 60R и выше. Да, принимает 3R много где, включая радио и погодные станции.

Не, я именно вседиапазонку хочу, чтобы с FRS/GMRS иметь возможность общаться.

С фиксированным диапазоном - можно взять дешевейшие моторолы и иметь то же счастье что и раньше.

На Yaesu буду смотреть, хотя они дорогие какие-то.

Любительские Yaesu не очень дорогие, в принципе, по соотношению цена/качество/функционал. Конечно, китайские кенвуды дешевле, но надежность плакает.

Я аккурат на майские в лесу гонял смешанный парк - под 20 мидландов, десяток китаенвудов, 3 FT60R, одна VX-3R. Йесы были единственными, кто работал стабильно, как часы. Ну и да, про батарейники на китаенвуды ничего не знаю.

Ну вот 3R стоит около $200, это как-то не так кусается. Но без совместимости с 462-467 (FRS/GMRS) обидно как-то.

FT-60R - $242. Собственно, у меня она.

Отличия всех этих Йес (за которые они и стоят) - это как минимум прием (а часто и передача) за пределами 400-го. Например, в 130-ом.

Не, я на 3R возбудился, она вдвое легче. И как нам пишут, подходят фуджевские батарейки от фотокамеры.

Но прежде чем сделать эту ошибку и купить - сколько у FT60 время работы от родного аккумулятора в режиме 95% времени прием, 5% - передача (скорее даже 97/3)?

Я боюсь, у меня скорее 80/20. Где-то чуть меньше суток, наверное. А потом я перешел на LiIon, и вот тут пришло счастье - больше двух дней, кажется, на одном заряде.

двое *суток* (48 часов) в режиме 80/20 на li-ion? Круто. Или два дня (часов 15)? Ты на какой мощности используешь?

Как ты думаешь, можно ли сопоставлять времена работы из мануалов двух раций? Скажем, если для 3R обещано K часов и для 60-й - L часов, то можно нормировать твои два дня/двое суток на K/L ?

Два рабочих дня (рация выключалась только на сон). Возможно, я преувеличиваю 80/20, и реально там 90/10, не помню. Мощность - 5W.

Сопоставлять время работы не очень корректно, время работы для 60-ой указано на Ni-Mh, а LiIon - это нештатный режим работы.

Про диапазон нашел много всяких ужасов: http://mods.radioscanner.ru/yaesu/mod203/

Короче, надо брать 2R или 3R и хакать! Я уже самовозбудился!

Ну вот собственно, Вертекс (который "на Мясницкой") на сайте и говорит, что передача у 3R в 420-470. Возможно, они знают дао.

А что у них формально с легальностью (без хака, в LPD-режиме)?
Мощность же выше безлицензионной?

Я понимаю, что по законам и понятиям я имею право их перевозить, носить и даже включать на прием без всяких лицензий, а практика какая?

Мы с практикой ни разу не сталкивались - в том смысле, что никогда не было прямого досмотра радиостанций. А так - несколько раз в год в Москве и Московской области мы их используем - и ничего, ни разу никто ничего не спрашивал.

Ага, знают. И дао регистрации знают и дао разлочки диапазона. Прямо на сайте у них и написано.

Серия Yeasu 6R-7R-8R умею все вышеперечисленное+много другого. И вроде у них есть батарейные отсеки. По крайней мере они заряжаются от 6В.

7R интересная, "можно мочить", это актуально.

Но блин 400 баксов. Помянутые выше китайцы и аргуты - стоят по 100 плюс-минус.

Китайцы - нафиг. Не доверяю я им категорически. Аргуты мне не понравились именно своей кондовостью. Фиг сделаешь шаг влево-вправо. Про надежность не знаю.

У меня 6R. Очень крепкая штука. Однажды я ей шпильку забивал. Станции хоть бы хны.

Плюс может работать на ментовский и мчсных частотах (не во всех регионах). Иногда приятно знать, что можно если что. Мелочи вроде слушанья обычных вещательных и авиа станций иногда просто приятны.

От грязи мою просто под краном.

3й год и никаких признаков умирания.

У 44-го аргута меню неотличимо от Joker 450, т.е. там и аппаратная база и фирмварь и все - те же китайцы. Корпус может быть и местный (и я нашел уже ругань, аккумулятор дескать болтается).

А вы свою 6R "разлочивали" на диапазоны передачи?

Нет, не разлочивал. У меня "американская", там все нужное мне есть. А разлочка,с того же радиосканера дает мне возможность работы на диапазонах, которые мне вообще не нужны, да еще и с потенциальным вредом для станции.

У меня был приоритет следующий:
- работа на LPD-PMR диапазонах и рядом. Основной режим работы. На 10+. Слышно хорошо, далеко и без стонов-хрипов. Чуствительность по сравнению с "блистерными" просто убойная :)
- прослушивание СВ диапазона (дальнобойщики+служба спасения). Фигово из-за антенны.
- слушанье авиадиапазонов на предмет погоды (и иногда как пилоты трындят). На ура. В смысле хватает.
- слушанье ментов/мчс/прочих на предмет чего-где куда. На ура. Знаю, куда очередного члена и когда повезут.
- слушанье обычных радиостанций. На всякий случай. Чуть хуже обычного автомобильного приемника. Думаю, дело в антенне.
- поиск по эфиру, когда антенну хорошую приделать удается. Баловство, но иногда приятно вспомнить молодость или морзянку повспоминать. Грят, с хорошей антенной можно и на передачу поработать и даже услышат.
- возможность работы на передачу на частотах мчс/скорой/ментов для крайних случаев. Один раз проверил и забил. Я не фулюган.

Все вышеперечисленное мой 6R выполняет.

У 3R есть программная разлочка (которая, как я понимаю, переключает код страны).

Года 3-4 назад купил себе аппаратик "Kenwood TK-K4AT" от дядюшки Ляо для пейнтбольных забав. Сам Кенвуд об этом аппарате ничего не знает, это поделка народных китайских умельцев под брендом кенвуда, НО поделка великолепная в плане цена/качество - за 70грина на то время получаешь аппарат диапазона 400-470МГц, который прекрасно стыкуется с любыми другими рациями гражданских у нас и в некоторых других странах диапазонах. Т.е. прекрасно работает как с LPD, так и FRS/GMRS, так и ещё кучей других (43х МГц - забыл название), включая частоты гаишнегов, обычных ментов и прочих спасателей и не очень (тут очевидно, может быть потенциальный ахтунг, поэтому в аппаратом не отсвечиваю). Ловит всё и вся, качество приёма/передачи прекрасное, мощность сигнала регулируемая, - в общем, я безумно ей доволен. А уж учитывая, что совсем белые аналоги, типа YAESU с аналогичной функциональностью начились от 300-400 $... ? ;)

Кстати, о качестве и успешности этой модели говорит тот факт, что на эту "подделку" под кенвуд, появилась своя подделка (продавали её в блистерах, как сейчас помню, а нормальную - в нормальной коробке).

Линейка этой модели насколько раз эволюционировала и если TK-450S - её наследник, то я бы проверил по отзывам пользователей не испортилось ли там чего, и брал бы однозначно именно её. Причём я так вижу по вашей ссылке, что фич у ней даже побольше.
Рация просто офигенная и очень недорогая (побить/потерять будет не так жалко, как чисто белую за дикие сотни баксов) - для пеинтбола с его рисками мне это было особенно актуально))

Да, это все от того же дядюшки ляо, выяснил методом сличения мануалов.

Вопрос к владельцу - аккумулятора насколько хватает.

Четко и однозначно сказать сложно, т.к. специально кажется не замерял.

Мне его хватало на полный день (часов 8-9) весьма активной работы приём/передача и после этого ещё приходилось примерно столько же разряжать дома до нуля (потому что акк Ni-Mh). Т.е. для основной цели его хватало с запасом. Бывали и многосуточные использования, но с много менее активной передачей и выключением когда не надо. Использовался примерно 6-8ч работы на приём в сутки в течение 2-3 суток. После этого опять же нужно было разряжать ещё несколько часов.

В идеале - хотелось бы, конечно, побольше емкости...
Давно собираюсь приобрести дополнительный акк, но пока ещё за несколько лет по массе причин не сподобился. К слову, за это время акк, конечно, подсел, не смотря на бережное отношение. Но для акка это имхо тот случай, когда "страна пережила социализм, начала строить капитализм, сменилось 3 правительства и 2 президента, а у этой хонды всего лишь начал барахлить генератор";)

зы: 1100mah

Про более свежие версии с  Li-Ion  говорят "5 дней в режиме немножко поговорить раз в час"

В-целом - понятно. Жить можно.

У нас эти кенвуды были в парке недавно. Аккумулятора в режиме 80/20 хватает сильно меньше, чем на день, по оценке - часов на 12, может быть.

Отзыв от сноубордиста, который уезжая в австрию забыл тут зарядку: хватило на 5 дней общения на горе, на 6-й день - сели.

Это, естественно, не 80/20, а скорее две фразы раз в два часа - но это более реальный режим для моего случая. 80/10/10 у нас даже на плотной обработке порога не будет, если поделить на все рации.

Но созрел я на 3R, осталось понять - брать одну или пару.

Я про 80/20 написал скорее для того, чтобы скоррелировалось с FT60R выше. Они использовались в том же парке, и их штатный аккумулятор по ощущениям - длиннее.

Но 3R хороши, да, если они реально расшиваются на 420-470. Кстати, будешь расшивать - напиши, пожалуйста, результаты, мы бы и свои расшили.

Да, напишу.
Но у меня первый выезд - скорее всего в июле, с июньским не все пока вытанцовывается. Поэтому я не тороплюсь.

Но как минимум, ее можно сделать американкой через инженерное меню, отчего она станет 430-450. Т.е. и LPD и PMR. С FRS/GMRS пока не понял, предлагают резистор удалить, а как-то сцыкотно.

А на сколько у тебя выезд и в какие числа? Я могу "под честное слово" дать FT60R "на попробовать". (могу до выезда, если будет желание)

Спасибо, но не надо - эксперимент не скажет почти ничего о применимости маленькой 3R. А я хожу возбужденный на 130 граммов и батарейку от fuji.

Да, это все от того же дядюшки ляо, выяснил методом сличения мануалов.

Вопрос к владельцу - аккумулятора насколько хватает?

В диапазоне LPD разрешено 10 милливатт. В диапазоне PMR - 500 милливатт. Аппаратура PMR не требует проверки и регистрации при выполнении требований по мощности, диапазону, отсутствии переделок и фиксированной антенне. Все остальное легально лишь при условии получения разрешений на частоту и регистрации оборудования. Причем разрешения на частоту территориальны, т.е. выданное в Москве на Алтае не действительно. А поскольку "немного беременным" быть нельзя, то либо берите честный PMR (к которым Alinco, Yaesu, Kenwood никак не относятся, а относятся Midland, Motorola и разные там JJ-Connect) либо по принципу "чем мощнее, тем лучше". Раз уж все равно нелегально.

Тут вот какое дело - нелегальным является использование (на не той частоте, не той мощности). Там где я это использую, проверить мощность могут только лоси, да и то врядли.

Возить-ностить же формально можно что угодно, но объяснять это, например, милиции в аэропорту мне бы не хотелось. Т.е. хочется нечто, к чему прилагался бы какой-то официально-выглядящий сертификат соответствия чему-нибудь. На русском языке и красивой круглой печатью.
Я подозреваю, что такие есть, те же Аргуты и Joker-ы продаются с подобной бумагой, насколько я понял.

Если покупать у Yaesu.ru, их же можно попросить сделать все регистрации. В результате у меня есть и официальный позываной, и регистрация. Которую, правда, так никто и не спросил ни разу.
Да, если надо, чтобы рации держали воду, то из Yaesu очень хороший вариант VX-6.
Модель VX-7 более старая и имеет функции, которые в обычной жизни мало используются (два приемника).
Если хотеть предельной крутизны, то это VX-8. Но это больше для "распальцовки".

Я пользовался VX-5 и уже несколько лет использую VX-6. Правда, не в водных, а на вело маршрутах. При включении на целый день в режиме экономии энергии и не самой высокой мощности на передачу хватае на 3-4 дня. Так что если маршрут длинный, нужны запасные аккумуляторы. Да, у VX-8 они более емкие.
Еще у этих раций очень дурные блоки питания. Весят чуть ли не больше рации. Мы их сразу заменяем универсальными импульсными блоками питания на 12-14 вольт.
Если хотеть улучшенной дальности приема, можно заменить штатные антены на более длинные. Но в моем случае рации становится неудобно носить.
А вот непромокаемая гарнитура очень полезна. Не просто как гарнитура, а как дополнительная возможность поднять рацию на вытянутой руке над головой. Будете смеяться, но в зоне неуверенного приема это очень помогает.

Я пока облизываюсь на VX-3. Которые 130 граммов и флакон на 3xAA есть.

Гарнитура - само собой. Что касается водонепроницаемости, то мы пакуем моторолки в хозяйственные перчатки и получается хорошо (провод гарнитуры, если есть, выпускается через узел).

Да, если ужимать вес, то VX-3 очень хороший вариант. VX-6 весит 265гр.
А блок под батареи есть для любой серьезной рации. Для всех VX есть точно.
Но на батареях, кажется, ни одна из раций не выдает максимальной мощности. Хотя может это и не нужно.
А еще все эти рации дико умные с морем регулируемых параметров. Я даже немножко комплексую на этот счет :-)

http://pavel-kosenko.livejournal.com/194747.html
Ну очень много коментов на эту тему :)

Ну там местами просто пир духа. Про FRS, который значит можно.

Но мне написали, что дилер Yaesu сделает за толику малую разрешение и позывной, думаю пойти этим путем.

Такое бывает?

А вообще очень интересен результат. Хотя мы с тобой и в очень разных весовых категориях... $400/штука это запредел для меня полный, например.

Хотя, конечно, в Yaesu VX-8R напихан и GPS и датчики температуры-давления и чего только не напихано. Но GPS-то уже есть... Да и путевой компьютер там наверняка убогий...

Не, 3R стоит примерно $200. Китайвуд всеволновый - примерно $100. По 400 покупать я не хочу.

А что касается документов - как я понимаю, оформляется радиолюбительская низшая (4-я) категория и все становится почти официальным.

Ну, вот я скорее китайвуд тогда, тем более что мне из одного кармана платить за пару...

Мне тоже китайвуды сильно советуют.

С другой стороны эта самая 3R умеет и 144Mhz, понятно что без позывного это невежливо, но в горах - можно если нужно.

Задумался я крепко, а денег - если надо, то еще заработаю.

Как выберите, не сочтите за труд, отпишитесь, самому интересно :)

Да я похоже уже выбрал Yaesu VX-3R, хоть и дорого.

Ну это не кенвуд, а кинаенвуд.
А зачем сертификат?

Сертификат не знаю чего (неважно чего, на самом деле) - показывать доблестным сотрудникам чего-нибудь, если спросят.

Я по-моему рассказывал, что корочка "Пресса" в которой написано "фотокорреспондент" является прекрасным ответом на вопрос "нафига вам столько аппаратуры", который вопрос в аэропортах мне задавали регулярно. Хотя вещи - никак не связанные.

ой, я ошибся в комменте  китаенвуд.

ну у меня TK-450S нормально зарегистрировали и дали бумажку, которую можно и показать, если чего )

Выбор "редакции" будет оглашен?

Предварительно - Yaesu VX-3R, но все не доеду до магазина подержать их в руках.

Алекс, обрати внимание, что VX-3 не стыкуется с PRM станциями из-за отсутствий шага 6.25кГц
http://www.hamradio.cmw.ru/techn/vx-3.htm
http://www.hamradio.cmw.ru/text/exped1.htm

Чем дальше в лес, тем больше голова от подробностей пухнет. Спасибо за ссылки.

Конкретно 6.25кгц не огорчают - при связи внутри группы можно использовать каждый второй канал, все же в наших руках. А шаг 12.5 у VX-3R есть.

Боюсь расстроить, но ни VX-3, ни VX-6 не настраивается ни на один из стандартных 8 каналов PMR.
Чтобы такие рации совместить с PMR, перестраивают последние:
http://www.hamradio.cmw.ru/techn/g5.htm

Вы сейчас меня до китаенвуда доведете!

Боже упаси!
Просто я имел удовольствие попадать на несовместимость этих раций.
Лучше о ней знать заранее.

Да, с VX-8R никакой несовместимости нету :-)

Да блин даже у VX-2 был шаг 12.5

Но я выбираю по граммам сейчас, как уже выше написал.

Впрочем, тут важно вовремя остановиться, а то кроме фоторюкзака у меня окажется радиорюкзак.

Эти радисты - они столь же помешаны на этом деле (в хорошем смысле), как другие - на фото. Но если меня последние 10 лет устраивали позорные моторолы за 40 баксов пара, то не менее "позорная" VX-3 после раскрытия на нужные мне диапазоны - тоже ведь устроит, я уверен.

>400-470 мегагерц, перестраиваемые.

Легально, out-of-the-box у нормальных брэндов врядли возможно (неположено). Ес-но всегда есть вероятность "раскрыть" диапазон.

># 2-2.5 ватта мощности вполне достаточно, как показывает практика.
# 3-4 AA-батареи.

Пункт про мощность (реальную, а не в спеках на бумаге) и 3-4 АА батарейки врядли стыкуется (особенно на 3 АА).

А каков реальный кпд, процентов 30? 4 вольта на полтора ампера - 6 ватт потребляемой.

Алекс, сорри, не подписался. Это Семен.

Я точно не знаю, что стоит в таких дивайсах, но то, что я тестирую сейчас в лабе (усилители мощности) имеют в пике на выходе 4Вт при потреблении около 3А на 6В (т.е. 18Вт). Но это сантиметрово-миллиметровые диапазоны. На 400МГц возможно КПД выше.

Я помнэ как-то промерял ток потребления у своих FRS/GPRS Моторол (7600 что-то там модель)... Наверное на GPRS диапазонах там было около ~1 Вт (а может и меньше) на выходе. 4АА батарейки/аккумуляторы. Ток потребления при передаче был около 1.1А или чуть больше.

Поэтому для меня 3ААА в таких штуках сразу красный флаг (а их много таких). 3АА получше.

Yeatsu вроде хорошая такая любительская техника. Качественная за свои деньги. Но вроде у тех, что больще 1 Вт имеют у всех 7В литиевый аккумулятор?

Ну мне померять нечем, поэтому я по инструкции пою.

Моторолы у которых на GMRS - 2 ватта моим требованиям к дальности связи почти удовлетворяют. У них 3AA.

Подозреваю что на 144 и с более приличной антенной - будут удовлетворять более чем. Задачи связаться с МЧС "через три перевала" пока не было, по счастью (и решать ее будем спутниковым телефоном)

Ну 2 Ватта у них по пасспорту, в реальности там врядли 2 Ватта.

144 Мгц вроде еще и в лесу лучше идет, а вот в горах 430 МГц.

Для экстенной связи наверное неплохо бы иметь мобильный HF трансивер (там и 144, 430 МГц диапазоны есть, но они дороговаты (500-1000 долларов).

Дело не только в цене (спутник тоже кусается), но и в весе и в питании.

Это я к тому, что: если проблем с FRS до сих пор не было - не лучше ли подождать, пока они реально возникнут?

К тому же, если деньги не очень жмут, то я не вижу смысла не иметь хотя бы один девайс на группу (а лучше - больше) - GPS с рацией. Типа Гармина Rino https://buy.garmin.com/shop/shop.do?cID=146.

Бонусы:

1) батарейки расходуются со скоростью "как на ГПС", на группу комплектов батареек получается заметно меньше, чем если нести отдельный ГПС и отдельную рацию.

2) При наличии нескольких девайсов в группе - оно умеет обмениваться координатами, так что дурацкий диалог "ты где? - я тута, где слева пичок такой на хрен похожий" делается не нужен - сразу видно - где кто. В случае с детьми (да и женщинами) - вообще незаменимая штука.

3) Пять ватт - бьет недурственно.

4) А всяким любопытствующим людям в погонах на голубом глазу говоришь: дык ось то ж не рация, це ж ГПС. А на нем и правда крупными буквами написано GPS.

Полагаю, тебе четвертого пункта еще на 10 лет - точно хватит.

Проблема с FRS была в полный рост. Она заключалась в том, что раций на группу хрен наберешь, скажем нужно 5 штук, а в наличии есть 4 штуки FRS (купленных давно и левым способом) и 4 штуки LPD, купленных в совецком магазине. Пять из этих 8 никак не получаются.

Я провел исследование, группы с которыми я летом еду (в два разных места) используют LPD и раций недостаточно. У меня в наличии - две рации FRS. Опять та же проблема.

А что тебе мешает купить мешочек FRS станций по 40 грина за штуку?
По цене одной выбранной тобой Yaesu VX-3R выйдет ведь штуки 4 минимум?

Я решаю другую задачу - обеспечение связью себя лично. А вовсе не закупку мешка оборудования на группу неизвестного состава.

А тогда че ты паришься? Те, у кого нет FRS - неудачники, да и все тут.

Ну как тебе сказать. Вот еду я в Саяны через месяц, с чужой группой. У них - LPD, у меня (одного) - FRS.
Не уверен, что неудачники в данном раскладе - они.

Я не понял этой мысли в одном из постов выше. У Yaesu 3R - заявлено до трех ватт, как это сочетается одно с другим?

Я правильно понял, что хачить ее на вседиапазонность и повышенную мощность ты не будешь, но тогда зачем позывной и всякие сертификаты?

У LPD - заявлено 10 милливат, но LPD - часть любительского диапазона в котором разрешено с практической т.з. неограниченно, зависит от категории.

Распространенные ныне "туристские" рации - это, к примеру, "Аргуты", которые поставляются с LPD/PMR и инструкцией как из них сделать широкий диапазон и 4 ватта.

Конкретно Yaesu интересные еще диапазоном 144, но конечно их нужно тогда две в группе иметь.

Чем так сладок этот диапазон? И почему именно в нем нужен позывной? И есть ли название этого диапазона?

Это любительский диапазон, позывной там формально нужен, а на самом деле - сам понимаешь. Есть мнение, что при одной и той же мощности связаться "через гору" там проще

Add new comment