О влиянии поляризации на экспозамер
В обсуждении предыдущей заметки был задан весьма резонный вопрос о правомерности использования экрана монитора (свет от которого поляризован) в качестве источника для тестирования экспозамера. Спрашивали - отвечаем.
- Свет от моего 30-дюймового NEC поляризован, что легко проверить посмотрев на него через полярик (развернутый правильной стороной) и покрутив оный. Есть LCD-мониторы и с круговой поляризацией или с мерами по ее округлению, скажем мой смартфон-наладонник (Toshiba G900) при расматривании его через полярик меняет оттенки цвета, но почти не меняет яркость.
- Ориентация камеры относительно монитора влияет на замер. Методика очень простая: ставим объектив на штативе в хомут, крутим в хомуте, ничего кроме угла между горизонталью камеры и горизонталью монитора не меняется.
- Влияние на замер - слабое, больше 1/3 стопа разницы увидеть не удалось.
- Была гипотеза, что на замер влияет датчик положения камеры (вертикально-горизонтально), но она не подтвердилась, если крутить монитор, а не камеру, то эффект остается, величина его не меняется (правда монитор при развороте вертикально снижает яркость, о чем честно пишет на экране, поэтому пришлось поворачивать камеру на 30 градусов в одну сторону, а монитор - на 60 в другую)
- Величина эффекта не меняется от смены оптики при прочих равных.
Мораль: монитор в качестве источника постоянного света использовать можно, но положение камеры относительно него лучше зафиксировать.
Объяснение у меня простое: все-таки зеркало немного полупрозрачно и отражает вверх по-разному. Кроме того, фокусировочный экран - тоже диэлектрик, структуры на нем не случайные, а очень даже упорядоченные , поэтому экран тоже имеет право отражать по-разному.
P.S. Какого-либо влияния на автофокус не обнаружено, независимо от положения камеры фокус ловится устойчиво.
Comments
На замер однозначно влияет. Мне как-то доказываели универса
На замер однозначно влияет.
Мне как-то доказываели универсальную полезность полярика демонстрацией съемки при заметной дымке, и я просек фишку:
доказывающий показывал кадр без полярика (небо засвечено) и с поляриком - нет. При этом с поляриком экспозиция +1 EV. Явно меньше, чем надо, чтобы полярик скомпенсировать при корректно сработавшем экспозамере. Вот оно и перестало быть засвеченным :)
Обычный полярик сам по себе жрет две ступени с хвостиком (т.
Обычный полярик сам по себе жрет две ступени с хвостиком (т.е. если меряем внешним экспонометром, то столько вот надо прибавлять)
Да я в курсе. А камера прибавила только 1, что дало коррекци
Да я в курсе. А камера прибавила только 1, что дало коррекцию в -1 и сделало небо проработанным в том случае. В чем и заключалась великая польза полярика с точки зрения человека, демонстрировавшего улучшение кадра при съемке с ним на сюжете, где он был бесполезен с моей точки зрения :)
Не, не все так тривиально. Во-первых, полярик скорее всего б
Не, не все так тривиально.
Во-первых, полярик скорее всего был круговым т.е. обсуждаемого эффекта нет.
Во-вторых, небо натурально темнеет (если покрутить полярик), притом в бОльшей степени чем его средние 2 стопа по кадру.
В-третьих, замер скорее всего был матричным и что он там намерял по сцене с другим контрастом - вопрос совершенно отдельный.
<i>Не, не все так тривиально. Во-первых, полярик скоре
<i>Не, не все так тривиально.
Во-первых, полярик скорее всего был круговым т.е. обсуждаемого эффекта нет.</i>
По моим наблюдениям влияние полярика на экспозамер есть. Больше-меньше - зависит от непонятно каких обстоятельств. Причем влияние именно в тех случаях, когда он работает на сюжете с неполяризованным светом и я ожидаю просто +2 EV.
<i>Во-вторых, небо натурально темнеет (если покрутить полярик), притом в бОльшей степени чем его средние 2 стопа по кадру.</i>
Там была сильная влажная дымка, низкий кусок неба. Тот случай, когда свет неполяризован и полярик не работает - небо не меняется, как ни крути. Да и видно по кадру было, что он весь ушел в минус, примерно одинаково и небо, и земля. Я ж не тупой :)
<i>В-третьих, замер скорее всего был матричным и что он там намерял по сцене с другим контрастом - вопрос совершенно отдельный.</i>
контраст если и менялся, то не сильно.
как две? по науке должен есть одну. если свет неполяризованн
как две? по науке должен есть одну. если свет неполяризованный, то через идеальный полярик проходит ровно половина света. или он настолько неидеальный что есть ещё дополнительно половину света из-за своей непрозрачности?
ну померяй. С моим единственным боевым B+W - 2.3 стопа
ну померяй. С моим единственным боевым B+W - 2.3 стопа
<b>"достал и померял[ся]" :-))</b><br/> "Выбр
"достал и померял[ся]" :-))
"Выбрось каку"
Коль уж ты сумел рассчитать (или подсмотреть? ,-)) "удар косинусом", то сумей рассчитать и полярик.
<b>Re: "достал и померял[ся]" :-))</b><br/> Выброс
Re: "достал и померял[ся]" :-))
Выбросить то можно, только чем заменить? Выбор 105-мм поляриков, да еще и нейтральных по цвету, не очень большой.
"пачиму палавина", сэр ? Если чесТно интегрировать
"пачиму палавина", сэр ?
Если чесТно интегрировать, то должно получиться "половина Пи" (если как коэфф. ослабления).
"кюриос инаф" что непосредственный экспозамер портрет/ландскейп (по монитору) даёт то же отношение (с точностью до 20%, т.е. с "погрешностью" около 1/3EV... что "простительно" /*"шаг квантования, сэр"*/ ,-))
по науке - половина, ничего не поделаешь.
по науке - половина, ничего не поделаешь.
<b>"извЕните" - сказал Слонёнок (э)</b><br/> неубе
"извЕните" - сказал Слонёнок (э)
неубедительно, сэр.
...вот если бы было [бы] сказано нечто в духе "интенсивность [света] пропорциональна квадрату напряжённости [поля]", то это был бы весомый аргумент ,-)
<b>Re: "извЕните" - сказал Слонёнок (э)</b><br/> е
Re: "извЕните" - сказал Слонёнок (э)
если представить неполяризованный свет суммой двух поляризованных во взаимно-перпендикулярном направлении, то становится очевидным, что если выровнять линейный поляризатор вдоль какого-то направления, второе заблокируется полностью и через линейный поляризатор пройдет ровно половина.
если в этом случае поляризатор вращать, становится очевидно что интенсивность пропущенного света меняться не будет.
из этих рассуждений, "на пальцах", со всей очевидностью следует что линейный поляризатор пропускает ровно половину неполяризованного света.
в рассуждениях, для простоты, за количественную характеристику того что проходит или задерживается, берем количество фотонов. ну, чтобы не париццо с напряженностями поля, энергиями, потоками мощности и прочими роторами с дивергенциями и лапласианами (что такое "лапласиан" - я не знаю).
касательно фотографического разреза, отвлекаясь от спектральных заморочек, экспозиция есть количество фотонов на единицу поверхности. в два раза длиннее выдержка (т.е. "на стоп") - в два раза больше фотонов упадет за затвор. в два раза меньше площадь отверстия (диафрагма медленнее "на стоп") - в два раза меньше упадет фотонов за затвор. поставить идеальный поляризатор перед объективом - в случае неполяризованного света на объектив упадет в два раза меньше фотонов.
число "пи" - это красиво. но в данном случае прибегать к нему необходимости нет.
<b>Re: "извЕните" - сказал Слонёнок (э)</b><br/> &
Re: "извЕните" - сказал Слонёнок (э)
<b>>> из этих рассуждений, "на пальцах", со всей очевидностью следует что линейный поляризатор пропускает ровно половину неполяризованного света. <<</b>
так понятней (местами даже убедительней :-))
т.е. неявно юзается два положения:
(1) I<sub>+</sub> + I<sub>-</sub> := I<sub>0</sub> // условие "идеальности"
(2) I<sub>+</sub> == I<sub>-</sub> // типа из "осевой симметрии"
только выражение (2) слижком уж интуитивно и произвольно.
Т.е. всё равно я должен написать I<sub>+</sub> := I<sub>0</sub>cos<sup>2</sup>( ) и честно проинтегрировать.
пример:
склеим два [идеальных] поляризатора "под углом", скажем, 45 градусов.
вся схема эксперимента останется та же. "Наблюдаемый результат" качественно тоже не изменится.
Зато постулат (2) окажется ложным ,-)
-+-
<b>>> число "пи" - это красиво. но в данном случае прибегать к нему необходимости нет. <<</b>
"не виноватая я! он сам пришёл" (с) :-)
...впрочем, сам же и ушёл, как только появился "квадрат".
Если один полярик перекрывает половину пи, то сколько перекр
Если один полярик перекрывает половину пи, то сколько перекрывают два (скрещенных)?
"разницы, жено, нет" (с) любопытно на монитор смо
"разницы, жено, нет" (с)
любопытно на монитор смотреть в видоискатель через полярик (с расстояния примерно полметра до видоискателя) - нетривиальная картинка получается :-)
<b>"Прежде чем объединиться, нужно решительно размежева
"Прежде чем объединиться, нужно решительно размежеват
В принципе [полу]отражающие поверхности действительно поляризуют свет (функция угла падения). Это фак[т]
Борются ли с этим в DSLR ? с очевидностью - борются.
Насколько успешно ?... - леХко проверить наблюдая в видоискатель через полярик (или поляризационные очки, что удобней).
ну ладно, это всё "замеры" и "наблюдения [в видоискатель] за наблюдающим" ("датчики" расположены за вторым зеркалом, и что там происходит - непосредственному наблюдению "штатными средствами" не поддаётся), а на матрице "своя кухня". В частности - low pass filter (LPF), который устроен достаточно затейливо.
Т.е. LPF работает в "два такта" (сначала "по горизонтали", а потом - "по вертикали"). "Первый такт" _поляризует_ (м.б. частично) свет.
Чувствителен "сплиттер" LPF к поляризации ?
по-видимому - вполне, иначе зачем после "первого такта" ставить "деполяризатор" ?
стоИт ли "деполяризатор" перед сплиттером "первого такта" ? - в своих "эскизах" (размещённых в "белых листках") кэноны таковой не указывают.
Так что вопрос остаётся открытым: как экспозамер поляризованного стимула соотносится с процессами на [пути к] матрице и что при этом происходит с "атиалиасингом" (and, as result, with "color separation"/"assembling" routine) ?
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
Вопрос резонный, собственно я вижу два пути для проверки
- повращать камеру, снимая монитор
- таки купить полярик без поляризатора. Уже собрался, выбрать не могу...
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
Тьфу. Без деполяризатора.
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
в смысле - линейный?
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
Yep
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
1. ты же вроде крутил уже... - я что-то упустил ?
2. ну, это если жаба не душит (что с ним таким потом делать?)
а так, если для "опытов над кошечками", то разворачиваешь обычный "к лесу задом" и получаешь линейно-поляризованный источник.
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
О. По 2 - "и действительно". Колец таких хрен найдешь, но с кокином можно так извратиться.
1. Я крутил и мерял. Не снимал (дабы не изучать результат другого опыта в рамках первого).
<b>Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно разме
Re: "Прежде чем объединиться, нужно решительно размежев
0. ну, извратиться можно и с плотной бумагой, клеем и скотчем. ...так даже интересней ("ах, деЦтво золотое" :-))
1. я покрутил и даже посчёлкал (без фанатизма, с рук)... судя по внутрикамерным гистограммкам, матрица имеет "иммунитет" к поляризации, во всяком случае наблюдается сдвиг гистограммок (визуально - прямо пропорционально разнице экспозиций). /кэнон XTi aka 400D/
На том и угомонился (смотреть на "сайдэффекты баеса" не стал - непонятно какую кошку в какой комнате ловить, да и лениво, если честно. Может как-нибудь потом, "холодными зимними вечерами")
тема не отпускает чо-та. в white paper на кеноновский пятак
тема не отпускает чо-та.
в white paper на кеноновский пятак наткнулся на картинку со строением бутерброда перед ячейками:
сама white papaer http://www.robgalbraith.com/public_files/Canon_EOS_5D_White_Paper.pdf
вот зачем там "Phaser layer (Converts linear polarized light into circular polarized light)"? И что этот слой делает например не с линейной, а с круговой поляризацией?
Тут буквально на днях, стало мне светить солнце в глаза - ве
Тут буквально на днях, стало мне светить солнце в глаза - весна и все такое. Я купил темные очки "поляроид".
И вот, когда я поднес свой фотег чтобы сделать фотку, я подумал что фотегу, а вернее фокусировочному экрану, пришёл конец.
А всё дело было в том, что эти очки поляризуют, плоскость поляризации у них вертикальная (чтобы блокировать отражения от поверхностей горизонтальных).
Видок в окуляр был ещё тот!
При том, что вроде в призме полное отражение и все такое...
Картинка в окуляре вроде симметричная относительно вертикальной оси. То есть, поляризация как бы происходит в той части призмы которая разворачивает изображение ("в крыше"), то есть уже после полупрозрачной грани за которой замер. А может - и нет. И тога, если замер (например точечный) немного сдвинут вбок относительно вертикальной оси (ну мало ли что там - призма не так стоит, или главное зеркало или ещё что), что на поляризованном может сильно врать.
Никогда бы не подумал. Но заглянуть в окуляр через поляризатор советую.
Тут http://alextutubalin.livejournal.com/166129.html?thread=1399793#t1399793 об этом писали, но похоже в окуляр не глядели.