Хара-Мурин: GPS-точки и прочие замечания

Как многие уже прочитали, в июле сего года была посещена река Хара-Мурин, что на Хамар-Дабане, что к югу от Байкала.

В процессе подготовки вояжа нам не удалось найти GPS-привязки основных препятствий. В сочетании с текстами из отчетов вроде "оказалось, это уже порог Жигули", это несколько прибавляло адреналина.

Имея GPS-приемник, я счел своим долгом данное упущение исправить. Помимо этого, под катом есть еще пара замечаний про вертолетную заброску.

Заброска

Вертолетчики

Мы воспользовались услугами компании АэроStar, все прошло в точности как договаривались (ну, вертолет подали на час позже, ну так он из Улан-Уде летел). Цена вопроса: 2.5 летных часа по 45 тыс. руб. в час = 112500.

Конкуренты в лице ИркутскАВИА говорили про "не более двух часов", но по 51.5 за час.

В реальности, конечно, нужно было дожимать АэроStar до двух часов, но аргументов для этого при полете в новое место обычно недостаточно.

Точка посадки

С воздуха площадку на стрелке Дзымхи и Хара-Мурина мы не нашли. Точнее, нашли косую, из крупных камней и метров на 200 выше воды, причем спуск непонятен. Попытка пилотов поискать выше по Дзымхе была нами пресечена, ни сплавляться по Дзымхе на катах, ни таскать барахло на себе желания не было.

Прекрасная площадка была найдена напротив устья Нарин-Гола, на правом берегу Хара-Мурина. Галечный пляж, длиной метров 300, шириной 40, можно Ми-26 сажать. Правда в паводок она может быть залита. С точки зрения начала сплава на катамаранах это лишает верхних шивер, воды в которых, впрочем, немного и удовольствие от них сомнительное.

GPS-привязки и комментарии к ним

Вот тут можно скачать WPT-файл с точками, координаты в файле - WGS84, на километровую карту все точки ложатся идеально.

Названия/нумерация всех препятствий - по отчету группы Власова 2002 года. В названии точек принята следующая система:

  • NAZVANIE - именной порог, название латинскими буквами
  • Pnn - препятствие номер nn, точка поставлена перед препятствием (обычно в месте чалки, если шли сходу, то там где препятствие было идентифицировано).
  • PnnPOSLE - препятствие шли сходу и идентифицировали его после прохождения.
Точки поставлены только для тех препятствий, которые этого заслуживают. Это либо те, которые смотрели с берега, либо то, что хоть как-то навтыкало с воды. Естественно, в суматохе часть была упущена, вот более-менее полный список того, чего не хватает:
  1. Препятствие 70, "Жигули". Шли с ходу, точку не ставили.
  2. Пр. 72, Ниагарка. Однозначно идентифицируется после "Бобслея", в суматохе со смытием меня с катамарана точку поставить забыли.
  3. Пр. 83, порог с бревном после "Кашалота". Точку поставили до такой степени заранее, что она не имеет смысла. Следующий после Кашалота, не пропУстите.
Естественно, в начале реки точки ставили на все, что хоть как-то булькает, потом порог ощущений поднялся.