Q: Про съемку звездного неба
Никогда (удачно) не снимал звездного неба на цифру. Ну то есть снимал, давно, на неудачную для этого камеру и ничего не вышло (кроме шума камеры).
Но в очередной поездке хочу таки попробовать, интересно же (хотя не факт, что фазы луны позволят мне).
Вопрос же у меня, собственно, такой: А экспозиция то какая?
Из общих соображений, казалось бы, ISO ставим в Unity Gain (т.е. 400 для 5D2), диафрагму пошире, а выдержку - такую, чтобы за время экспозиции звезда прошла бы 1-2 пикселя (зависит, соответственно, от снимаемого участка неба и поля зрения объектива). При более длинной выдержке - вроде бы будут дорожки, а не звезды, ну так дорожки я сам поклею потом из многих кадров.
Но что я не учел?
Update. Нашел у Рейхмана (спасибо за 600 rule, так проще искать):
For all the anal compulsives out there, here's the scientific formula for calculating star trail exposure times as quoted from Sky & Telescope...Теперь, действительно, несложно самому посчитать чего именно я хочу.The length l of a star's trail on the film in millimeters can be calculated from the formula
l = [tF cos (delta)]/13,750,
where t is the exposure time in seconds, F the focal length of the lens in millimeters, and delta is the north or south declination of the star.
Happy?
Comments
Чтобы сделать снимок со статичным (без треков) звездным небо
Чтобы сделать снимок со статичным (без треков) звездным небом, самое важное это запомнить простенькое правило 600 , которое заключается в следующем: если разделить 600 на фокусное расстояние вашего объектива (в эквиваленте для 35-мм камер), то мы получим максимальную выдержку, при которой звезды будут выглядеть как точечки (а не черточки) на небе. Так для 15 мм максимальной выдержкой для съемки статичных звезд будет 600/15=40 сек, а для 50 мм 600/50=12 сек.
О! Спасибо! Но ведь это зависит от удаленности от Полярной
О! Спасибо!
Но ведь это зависит от удаленности от Полярной звезды, правильно я понимаю? Это правило - оно "среднее" (45 градусов от полярной) или "максимально жесткое" (90 градусов от полюса)?
Ну и опять же, речь о том, что при "разумном размере отпечат
Ну и опять же, речь о том, что при "разумном размере отпечатка", правильно? А каком?
Все вопросы сняты - по "600 rule" (спасибо за формулировку!)
Все вопросы сняты - по "600 rule" (спасибо за формулировку!) нашел формулу, дальше сам сочту.
А как ты вычислил коэфф. единичного усиления для пятака? Я х
А как ты вычислил коэфф. единичного усиления для пятака? Я хочу для своей вычислить. Это ж не просто спеку на сенсор надо прочитать.
Так вот же ж: http://www.rawdigger.ru/howtouse/pixel-capacit
Так вот же ж: http://www.rawdigger.ru/howtouse/pixel-capacity-and-amplifier-gain
В предыдущем посте я туда же ссылаюсь :)
Ну а кому лень мерять, есть http://sensorgen.info/ Для A900
Ну а кому лень мерять, есть http://sensorgen.info/
Для A900 пишут, что при ISO800 емкость сенсора ~4700. Т.е. ISO1000 даст (для 12-битного АЦП) примерно 1e/ADU
Лень мерять, это ты точно угадал. Спасибо, Кларка я нагуглил
Лень мерять, это ты точно угадал. Спасибо, Кларка я нагуглил, а вот это не нагуглил.
дилетантский вопрос
а чем ниже Read Noise (e-) тем лучше или наоборот? :)
В тенях - да. В
В тенях - да. В полутонах-светах - по идее, пофиг (эта составляющая несущественна)
А что такое QE там? От чего это проценты?
А что такое QE там? От чего это проценты?
Я думаю, что квантовая эффективность. Проценты, соответствен
Я думаю, что квантовая эффективность. Проценты, соответственно, от 100.
А что имеется в виду - зеленый канал или некое вымышленное "если бы все три цветных фильтра сложить (вычесть)" - это я не знаю.
Зеленый, если не оговорено.
Зеленый, если не оговорено.
http://forums.dpreview.com/fo
http://forums.dpreview.com/forums/read.asp?forum=1019&message=34526220
Т.е. если для моего 14-ти
Т.е. если для моего 14-ти битного на ISO200 ёмкость -- 18087, то вот это оно примерно и есть, ну на 1/3EV больше можно ещё?
Хотя это потеря 1.1 стопов DR по сравнению с ISO 100.
И вообще тоска -- ISO200 как базовое при чистом ISO1600 :)
Ну как считается DR - вопрос
Ну как считается DR - вопрос открытый
А так 1e/ADU - это точка, дальше которой не следует ходить "в общем случае". Потому что есть всякие частности, скажем если черный вычитается камерой (да еще и с шумопонижением), то низкое ISO+недодержка могут оказаться плохой идеей.
Ну, как бы не считался DR, я
Ну, как бы не считался DR, я же тут о разнцие, а не об абсолютном значении.
А как понять, что делает с чёрным камера? Вроде как RAWDigger показывает полоску ненулевого чёрного в моих DNG'шках сбоку...
На K5 черный вроде бы не
На K5 черный вроде бы не вычтен.
А что на полоске (и поможет ли оно для подавления banding, к примеру) - надо разбираться
Ну, K-5 в бандинге вроде
Ну, K-5 в бандинге вроде замечен не был, матрица там та же, что в Nikon 5100, соневская...
Дело не только в матрице, но
Дело не только в матрице, но и в количестве каналов считывания/калибровке АЦП.
Нету - и прекрасно. По мне, так и на 5D2 его нету, просто я не сталкиваюсь.
А не матрица определяет
А не матрица определяет количество каналов считывания?
К K10D были в своё время большие вопросы по бандингу -- в смысле, он был у всех :)
Не знаю кто определяет. Вот в
Не знаю кто определяет.
Вот в A900 и D3X - одинаковая матрица?
Но вот на ресурсе с данными
Но вот на ресурсе с данными камер написано что данных выше 1600 у них нет, потому что сглаживание в RAW Какое-то...
Вот тут, на мой взгляд, неплохо написано: http://jankovoy.li
Вот тут, на мой взгляд, неплохо написано:
http://jankovoy.livejournal.com/32654.html
http://jankovoy.livejournal.com/32850.html
К сожалению, там часть кадров - монтаж, причем не технически
К сожалению, там часть кадров - монтаж, причем не технический, а композиционный. Но красиво, да.
Возможно, но, основных технических деталей это не отменяет.
Возможно, но, основных технических деталей это не отменяет.
А чем технический монтаж отличается от композиционного?
Технический монтаж - это когда мы, скажем, во время частных
Технический монтаж - это когда мы, скажем, во время частных фаз солнечного затмения ставим фотоаппарат на штатив и снимаем три кадра, потом клеим HDR, дабы был виден не только серпик Солнца, но и какая-нибудь пальма рядом. Т.Е. монтаж есть, но он нужен для того, чтобы преодолеть ограничения техники при съемке реально существующего кадра.
Композиционный монтаж - это когда мы вставляем пальму с фото, снятого пару лет назад в совершенно другом месте. Я ничего не имею против фотоарта, но только если он не маскируется под настоящие снимки.
Спасибо! Я, в общем-то, считал, что кроме совсем уж нарочито
Спасибо! Я, в общем-то, считал, что кроме совсем уж нарочитого Ориона, снимки реальные. Жаль.
А большинство снимков, скорее всего, и есть реальные - по-кр
А большинство снимков, скорее всего, и есть реальные - по-крайней мере так (и даже лучше!) снять вполне технически возможно. Тот же Орион (без фигуры и полосок, конечно) - так точно не проблема, даже на сверхзасвеченном московском небе. Там к другим снимкам вопросы. Так, в озере отражение звезд очень смешное:
http://www.photo-travel.com.ua/livejournal_images/stars_master_class/sta...
Коллеги также прикинули, что Млечный Путь над упомянутым автором ущельем в "заснятой" позиции не виден вообще никогда:
http://www.photo-travel.com.ua/livejournal_images/stars_master_class/sta...
Но в-остальном, повторюсь, кадры вполне правдоподобны, и не такое снимают.
(не заметил раньше - и не вытащил из подозрительных, пардон)
(не заметил раньше - и не вытащил из подозрительных, пардон)
А что смешного в отражениях? Смаз будет если в на воду дул минимальный ветерок, а дальше - если это клеилось софтом, то софт мог слабое подавить а сильное усилить.
По-моему, все зависит от правил игры (журналистика, конкурсы
По-моему, все зависит от правил игры (журналистика, конкурсы) ну и вообще от целей снимка.
Понятно, в рекламе отеля вмонтировать пальмы вместо помойки - обман, потому что цель снимка - информационная.
А при другой цели - ну вот, собственно, визуализации души фотографа, не вижу проблем с пальмой. Виденье ему было - росла тут пальма 20 лет назад и была очень к месту.
Как я написал, ничего не имею против фотокартин - но, по-мое
Как я написал, ничего не имею против фотокартин - но, по-моему, логично, когда автор не скрывает методов получения изображения, а не трет комментарии с неудобными (но без хамства) вопросами.
А можно купить Pentax K-5,
А можно купить Pentax K-5, GPS-модуль к нему и получать доступные выдержки до 2-х минут (в зависимости от места на земле, направления взгляда и прочего) -- он по показаниям GPS и инклинометров внутри МАТРИЦУ двигает вслед за звёздами, а запас хода там порядка 5мм!
Я видел снимки -- ОЧЕНЬ круто. Но дорого. За модуль хотят 300 баксов у нас :(
А там в GPS-модуле еще и
А там в GPS-модуле еще и компас есть?Прочитал, действительно есть.Вообще, следующий шаг - это вывод карты на экранчик камеры!
Да, трёхосевой компас, GPS,
Да, трёхосевой компас, GPS, трёхосевой аксель. В результате камера знает своё положение в пространстве точно. Ну и в камере прошивка знает про этот модуль -- он ставится в башмак вспышки и напрямую через тамошние контакты общается с камерой.
Из фич -- геотаггинг, простейшая навигация (в духе гарминов без карты ппервых-старых), и вот такая штука остроумная для астросъёмки -- использовать механизм движения матрицы не для стабилизаации картинки а для слежения за небом.
А для (старой) ручной оптики
А для (старой) ручной оптики - фокусное ставится руками?
Ставится, да. Только зум
Ставится, да. Только зум никак :(
Вообще, когда включаешь камеру с безчиповым объективом -- она сама сразу спрашивает, сколько там мм, выбор из массы стандартных расстояний (есть не всё, но, например есть и 50 и 55мм). Это ведь и стабу нужно.
Как показала практика, при использовании 135-мм линзы и 8-ме
Как показала практика, при использовании 135-мм линзы и 8-мегапиксельного полуторокропнутого сенсора даже в самых неблагоприятных условиях (далеко от полюса) можно использовать выдержку в 3.2 секунды, звезды еще не расплываются. Однако для астрофотографии это очень маленькая выдержка, надо сделать не менее сотни таких экспозиций, а затем сложить их. Также необходимо отснять в ту же ночь, сразу после съемок, десять, а лучше двадцать темновых кадров с той же выдержкой, но при закрытом объективе, тоже сложить их и вычитать из обычных экспозиций (лайтов). Не помешают и "плоские поля", тем паче на полном кадре. Биасы - по желанию.
Ну и, конечно, выезд сейчас должен быть достаточно далеко на юг, в Средней полосе ночи уже светлые. Алтай минимально подойдет. Также стоит выбирать максимально яркие и крупные объекты, излучающие в видимом свете. Туманность Андромеды, Плеяды и Большая туманность Ориона не пойдут, не сезон. М13 мелковата. Так что из доступного рекомендую район Антареса и вообще южные участки Млечного пути, фокусное - 135 мм и меньше.
Да, я еду южнее российского Алтая, в монгольский. И заметно
Да, я еду южнее российского Алтая, в монгольский. И заметно выше уровня моря.
По опыту, если повезет с погодой (т.е. будут ночные заморозки при ясном небе), весь Млечный путь там выглядит совершенно феноменально и как-то хочется это передать на фото.
Да, это вполне возможно. Для такой задачи будет актуален шир
Да, это вполне возможно. Для такой задачи будет актуален ширик вплоть до циркулярного фишая - Млечный Путь "любит" широкие поля, если запечатлеть только яркую его часть, фото не так впечатляет - градиента не видно. Выдержка с шириком допустима секунд под тридцать, ну двадцать точно. Больше особо и смысла нет, лучше складывать кадры, меньше получим шумов и пересвеченных объектов.
Вообще, интересно. У меня вот самый широкий ширик - 21 (на п
Вообще, интересно. У меня вот самый широкий ширик - 21 (на полный кадр) и основная проблема с ним и пейзаже именно в том, что верх заполнить зачастую нечем, а заполнять низ - делать сильно искусственный кадр.
Как результат, я его редко вожу, ограничиваюсь 24.
Надо попробовать взять, все одно машина везет.
Будет очень интересно посмотреть результат, в том числе и од
Будет очень интересно посмотреть результат, в том числе и одиночные кадры - для оценки поведения линзы. Вообще, звездное небо - самый жесткий тест на аберрации, ведь оно представляет собой множество точечных источников света на черном фоне.
Distagon 21/2.8 уже столько раз оценивали без меня, что можн
Distagon 21/2.8 уже столько раз оценивали без меня, что можно и так найти оценки.
А, я думал L-ка кеноновская. Тогда ограничимся просмотром ит
А, я думал L-ка кеноновская. Тогда ограничимся просмотром итоговых результатов :)
У кэнона фиксов короче 24-мм я знаю два - фишай на 15 (не по
У кэнона фиксов короче 24-мм я знаю два - фишай на 15 (не пользовался) и 20/2.8 (довольно средненький). Ну и зумы.
Цейсом и спасаемся. С появлением переходников на Nikon-G, можно спасаться еще никоновским 14-24.
Я забыл про 17/4 TS. Которая для такого фокусного - вполне х
Я забыл про 17/4 TS. Которая для такого фокусного - вполне хорошая конечно же (если на цену не смотреть)
На 15 мм свободно
На 15 мм свободно (некропнутый кадр) свободно делается выдержка около 60 секунд. Там размытие ~4-5 пикселей, что для астрофото вполне нормально. Вот пример: http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,3629.msg1938041.html#msg1938041
Cлева на краю "низ" Ориона, самое экваториальное созвездие. И там сдвиг удачно замаскирован под кому объектива. Так что можно было "бить" и длиннее.
оо прошу показать в жж если получится снять
оо
прошу показать в жж если получится снять
а для дополнительных экспозиций нужно же и камеру поворачива
а для дополнительных экспозиций нужно же и камеру поворачивать, чем это решается - моторной головой штатива?
(к пентаксу вроде анонсировалась приблуда и подвес матрицы её смещать должен был)
Если речь идет о длительной суммарной экспозиции - десятки м
Если речь идет о длительной суммарной экспозиции - десятки минут, часы - то да, нужна экваториальная монтировка с приводом, а лучше еще и c автогидом (дополнительный телескопчик с вебкамерой, подключенной к нетбуку). Последний анализирует смещение изображений звезд и выдает на движки корректирующие импульсы, в результате чего можно использовать большие фокусные (десятки сантиметров или метры) и выдержки (минуты, десятки минут). В качестве ультрамобильного варианта для небольших фокусных, действительно, есть специальная штативная голова с моторчиком. Точность низкая, но для шириков и нормальных линз хватает.
Пентаксовская система (в том виде как она описана) кажется мне сомнительной - вопросы к точности и аберрациям. Но главное - нагрев матрицы, непрерывная работа матричного стаба дает очень много тепла, а это фатально для больших выдержек, тепловые шумы и так очень заметны. По-хорошему матрицу надо охлаждать, и уж ни в коем случае не греть.
Однако для предложенных мною фокусных и выдержек все это не требуется, они - под обычный штатив. Смещение там сравнительно небольшое, почти вся площадь полученных кадров будет пересекаться. Поэтому достаточно складывать в специальной программе, анализирующей положение звезд на снимке и осуществляющей выравнивание - т.е. необходимый сдвиг и поворот каждого кадра. Наиболее простая из таких программ - DeepSkyStacker.
о, спасибо за развернутый ответ
о, спасибо за развернутый ответ
Я, кстати, пытался поймать шумы от стаба на Oly EP2 и EL3 -
Я, кстати, пытался поймать шумы от стаба на Oly EP2 и EL3 - и ничего значимого в реальной жизни (не астрономической) не поймал. На чем и успокоился.
Это да, речь именно о сверхдлинных выдержках, там на исходни
Это да, речь именно о сверхдлинных выдержках, там на исходниках часто глазом видно, где какие источники тепла рядом с матрицей расположены. Усилитель особенно заметен.
Вопрос же в том, что делать со стеком - склеить в дуги - во
Вопрос же в том, что делать со стеком
- склеить в дуги - вообще нет проблем
- склеить в картинку звездного неба, оставив неподвижную часть земли - неподвижной. Ну да, предвижу некие приколы (потому что вылезшие/спрятавшиеся звезды не с чем клеить) - ну и разберемся.
- склеить в timelapse (банально, но пробовать то надо) - опять не вижу проблем.
Особых проблем с вылезшими и спрятавшимися звездами нету - д
Особых проблем с вылезшими и спрятавшимися звездами нету - даже в горах толща воздуха у горизонта поглощает свет резко интенсивнее, чем на более приличной высоте, так что перепад в яркости и детализации у горизонта все равно есть. Плюс для таких астропейзажных снимков не требуется большая суммарная выдержка, обычно достаточно нескольких минут, а иногда даже и одиночного кадра.
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,30358.0.html н
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,30358.0.html ничего что ссылку даю?
Помню сам пробовал снимать небо на минолту 7д и полтинник. Дырка минимальная была, думаю 2.
ИСО скорее всего 800. Снимался северо-восточный сектор высоко, поэтому экспозиция могла составить до 15 секунд, но точно не помню. года 4 прошло, если не больше
Но кадр был всё равно паршивый. Только количество звёзд поразило
Ссылка - ничего, к сожалению все ссылки из этого оглавления
Ссылка - ничего, к сожалению все ссылки из этого оглавления приводят в оглавление форума, а не куда следует.
М.б. надо залогиниться :)
мммм... не знаю, думаю вряд ли. но была одна нерабочая однак
мммм... не знаю, думаю вряд ли. но была одна нерабочая
однако если есть серьёзный интерес к астрофото - то рекомендую зарегаться
там можно нарыть всяких ответов, особенно если знать как :)
Там чтива на несколько месяцев, причем информацию приходится
Там чтива на несколько месяцев, причем информацию приходится выискивать среди тонн флуда. Хотя базовые представления о предмете я именно на Астрофоруме в свое время и получил, да.
Про НЕ астро стек
Спрошу тут, в другие места не постится. :(
Что будет лучше по шумам и ДД, снять 1 кадр с оптимальной экспозицией или сложить, допустим,16 недоэкспонированных кадров, дающих в сумме ту же экспозицию?
ИМХО, в светах может стать и получше. А вот в тенях очень много потеряется из-за того что в каждом "частичном" кадре в тенях будут просто нули, а шум будет складываться (т.е. расти).