О светах у Nikon D3

А вот возьмем полностью засвеченный кадр с Nikon D3 и загрузим его в RawDigger.

Пойдем в Preferences (Ctrl-P), выключим Subtract Black, жмякнем OK и посмотрим на статистику по всему изображению:

Минимальный минимум по всем 4-м каналам - 15587. Откроем еще раз Preferences, включим обратно Subtract Black, Black Level: Manual, значение 15587:
(замечание: пользователи версии более старой, чем 0.9.9 не смогут так сделать, в старых версиях максимальное значение Black Level был 9999).

Что мы сделали? Мы (небольшой) диапазон колебания значений в засвеченном кадре растянули на весь диапазон яркостей.

Нам откроется прекрасное (трафик!):

Вот это вот - в RGB-режиме:

Вот это вот - канал G2 (я выключил Raw Display Options - Gamma 2.2, так красивее):
А вот это - канал B (обратите внимание на вертикальные полоски):
Ну и до кучи, гистограмма в линейном режиме по горизонтали и логарифмическом - по вертикали:
Логарифмический масштаб по вертикали нужен по той причине, что в канале R - строго одно значение по всему полю т.е. высота столбика 3млн (пикселей), а в каналах G/G2 691(G)-750(G2) различных значений, распределенных относительно равномерно, в результате максимальная высота столбика всего около 30 тыс.

Вот почти та же самая гистограмма (я немножко подвигал 0 для наглядности) в линейном масштабе с обрезкой по высоте, надо понимать что реальные столбики по R и B в 100 раз выше (дрыганья в синем канале в этом масштабе все еще не видны):

Как это все понимать?

Полосатость

Если рассмотреть структуру полосатости, то видны повторяющиеся (по структуре) вертикальные полоски с шагом 12 пикселей. Судя по всему, это артефакты параллельного считывания, у D3 шесть двухканальных АЦП, всего аккурат 12 каналов.

Почему каналы разные

У большинства (современных) камер Nikon используется White Balance Preconditioning, представляющий собой домножение значений каналов R и B на небольшие константы (порядка 1.1, разные по каналам). Делается это в целых числах, поэтому следы этого умножения видны в "дырках на гистограммах" этих каналов (естественно, не по засвеченному полю, а на нормальных кадрах). Для чего это делается - для меня загадка.

Ответ на рассматриваемый вопрос (почему в зеленых полосатость есть, а в R/B - нет) заключается в том, что полосатость есть и в R/B тоже, но за счет умножения - уехала за пределы значений и не видна. Почему есть остатки (узкие полоски) в синем? Да хрен их знает! Может быть коэффициенты так неудачно легли, что видны только самые хвосты отклонений.

Макро-неоднородности

В зеленом канале, помимо полосатости, видна и макроструктура: "сильная" (на самом деле, слабая, просто мы ее здорово усилили) неравномерность по полю.

Объяснений у меня два, оба сугубо гипотетические:

  • Либо сенсор таки клееный и мы имеем дело с четырьмя кусками кремния с разбросом параметров.
  • Либо параметры считывания как-то плавают в процессе (опорное напряжение или еще что-то такое), а четкие вертикальные границы соответствуют моменту, когда все ресетится.

Как с этим жить?

Не покупайте Nikon.

На самом деле, размер проблемы довольно небольшой: размах в 750 значений при уровне насыщения около 16000 - это всего 4.5% (по яркости). Ну то есть да, может быть заметно при неудачном стечении обстоятельств, но вообще это надо на шкаф залезть. В терминах 8 бит с гаммой 2.2, эти 4.5% превращаются в ~5 единичек ((255/250)^2.2 = 1.045), что не так и мало, но и не безумно много.

Понятно, возможны эффекты вроде розовых облаков (но полосатых), особенно если тянуть контраст в светах. Кроме того, алгоритмы Highlight Recovery, по идее, имеют некий уровень "клиппинга", а все что ниже - считается деталями. В данной камере будут "детали в зеленом канале" (полоски и макро-неравномерности), которые Highlight Recovery может благополучно усилить.

Наиболее практическая рекомендация, которая конечно немного обидная, это зарезать света самому (прежде всего это относится к авторам RAW-конверторов): на никоновских камерах назначить себе уровень насыщения процентов на 5 ниже максимума и до обработки - явно обрезать все каналы по этому значению.

Возможно ли пользователю (какого-то) конвертора самостоятельно зарезать диапазон сверху - я не знаю, вроде бы нигде такого не видел.

Comments

Насколько я знаю, полноразмерные матрицы все "клееные" все.

Вернее так. В процессе изготовления сенсор делается "фотопечатью", вот она идёт не "одним кадром", а несколькими вплотную к друг дружке. Это сделано просто потому, что нужны размер хуй получишь стандартным образом.

Это достаточно старый слух. Возможно, с тех пор появились степперы пошире.

Вместе с тем, на 5D2 и засвеченном кадре - я такой красоты не вижу. Подозреваю, конечно, что там софтом все обрезается несколько ниже реального максимума (есть основания полагать), но доказать пока не могу.

Вывод: покупайте 5DM2. Или теперь уже 3.

Если там верхушка обрезана софтом, то какая разница? Софтом можно и никон обрезать.

> Возможно, с тех пор появились степперы пошире.

они денег стоят все же - вопрос в том стоит ли овчинка выделки если меньшими по покрываемой площади степперами которые уже окупились можно делать тоже самое, процесс отлажен за годы и народ покупает...

Лёша, первые 2 скрина, ИМХО, стоит поменять местами.

А они (были) просто одинаковые, меняй, не меняй....

Там первая картинка должна быть совсем другая, спасибо. А я - невнимательный.

Они отличались галкой Subtract Black.

Вот сейчас - все совсем как задумано!

Мне вообще два года назад казалось что в темноте, D3 довольно красивый шум даёт. Т.е. он есть, но он при этом не раздражает..

Лень искать, но где то встречал чуть ли не официальное подтверждение того, что сенсор D3 собран из нескольких.

склеено из 4-х кусков

>Возможно ли пользователю (какого-то) конвертора самостоятельно зарезать диапазон сверху - я не знаю, вроде бы нигде такого не видел.
вроде в 4-м лайтруме?

А что в 4-м лайтруме? Можно руками выставить уровень белого в RAW?

Там теперь помимо движка Blacks есть движок Whites

Что он делает - не изучал я пока, но по аналогии - должен бы устанавливать точку белого (как blacks устанавливает точку черного)

Из общечеловеческих соображений, Blacks в ACR/LR работают после баланса белого (и, скорее всего, после демозаики). Потому что до ББ (да и демозаики) двигать их произвольно нельзя. Это, кстати, легко посмотреть в RawDigger - смотришь в RGB-режиме, а уровень черного ставишь от балды.
Причина в том, что линейность нарушается, если вычесть не то.

Из тех же общечеловеческих соображений, Whites тоже воткнут туда же, после ББ. Потому что до ББ - это может крышу сорвать фотографу.

А те эффекты о которых я толкую, те же "розовые облака" - это именно эффекты ББ (и неверной установки максимумов).

>А те эффекты о которых я толкую, те же "розовые облака" - это именно эффекты ББ (и неверной установки максимумов).

Я толкую о том, что чтобы не было полосатости от хайлайт рековери, при появлении полосатости достаточно будет подвинуть движок whites.

В смысле, сначала включить HL recovery, а потом выключить ее результаты этим движком?

Там возможны всякие странные весьма макро эффекты. Которые выключаются нормально движком до ББ (который обрежет только полосатый зеленый канал, самый экспонированный). А после ББ - придется резать все три канала.

емнип, последовательность кручения глобальных движков в лайтруме значения не имеет.
так что можно сначала клипить света а потом их вытягивать. с тенями я делаю и так и сяк - иногда сначала делаю филл лайт а потом клиппинг, иногда наоборот.

>Которые выключаются нормально движком до ББ (который обрежет только полосатый зеленый канал, самый экспонированный). А после ББ - придется резать все три канала.

Ну просто других инструментов нету.

Я не про последовательность кручения движков, а про порядок их применения.

Ну да, ты же в своем посте пишешь

+++
В данной камере будут "детали в зеленом канале" (полоски и макро-неравномерности), которые Highlight Recovery может благополучно усилить.
+++

и далее

+++
Возможно ли пользователю (какого-то) конвертора самостоятельно зарезать диапазон сверху - я не знаю,
+++

Вот движок Whites - это зарезание диапазона сверху чтобы Highlight Recovery не давало полосатости.

В какой момент срабатывает движок Whites, до HL recovery (и ББ) или после?

Это принципиально важно: HL recovery может усилить полосатость (спроецировав "детали" в зеленом на другие каналы в тех местах где все три канала пересвечены) и резать придется больше.

>В какой момент срабатывает движок Whites, до HL recovery (и ББ) или после?

Не знаю, предполагаю что после.

>HL recovery может усилить полосатость (спроецировав "детали" в зеленом на другие каналы в тех местах где все три канала пересвечены) и резать придется больше.

Главное, что отрезать *можно*. "Больше" - это уже детали.

Кстати, вот у тебя же есть этот кадр пересвеченный, можно же его в лайтрум поместить и посмотреть.
Правда, там может регулировок не хватить.

Э... тут внезапно выяснилось, что в 4-м лайтруме НЕТ движка "Highlight recovery" (для нового процесса) :-)

в "истории действий" ( слева от картинки в "Develope") ползунок Whites обзывается как White clipping.

Да это понятно.

Но когда он применяется? До баланса белого, после баланса белого?

сие мне неведомо)

сенсоры не клееют из кусков кремния, а делают на одном куске как панораму - экспозицию не всей площади FF (или MF) сенсора за один раз для формирования структуры, за несколько экспозиций соседних участков...

а вот позырь любопытную картинку
http://db.tt/iQ9E2iAt
при проявке в конверторах картинка покрывается сеткой
а в равдиггере сетки нет
любопытно

Про сетку не понял - открыл в ACR, вроде все нормально.

Но секрет RawDigger-а прост, там нет демозаики (для скорости), там линейная интерполяция.

встроенная жепег-превьюха?

ну да, в каждом RAWе сидит встроенный JPG файлик предпросмотра - embedded JPG
именно его и показывают всякие просмотровщики
иначе бы пришлось ставить 108 ядерные процы
для сколь нибудь комфортной конвертации и просмотра картинки.
у 1Ds3 размер встроенного JPG файлика 2784х1856

ну тогда эта "сетка" - это же жепег-артефакты на встроенной в raw жепег-превьюхе?

>иначе бы пришлось ставить 108 ядерные процы
да прям уж, вон иные внутрикамерные процы по 10 кадров в секунду конвертируют и ничего :)

да нет же - сетка вылазит именно при конверсии raw файла

с процами в камерах не всё так просто - у них задачи другие

в данном случае не превьюха - конвертация в brezebrowser

ок, ясно. просто "на глаз" -- очень похоже на жепеговские артефакты. и врожде с шагом в 8 пикселей там? что ещё более усиливает подозрения.

у тебя при конвертации ничего не вылазит?

У меня лайтрум, а раз у Алекса не вылазит в ACR значит и у меня не вылезет :)

Не, я не смотрел мелкие детали. Я то думал что там макро-полосатость, а она видна только если на шкаф залезть.

у мен (и не только) вылазит и в ACR и C1 и в BB

скорее всего, артефакты демозаика. я с такими сталкивался на своём старом Oly-E400.
помогает только предварительное размытие (ключ "-f" в dcraw\libraw; "Interpolate RGGB as four colors") и принудительное выравнивание зелёных.
остальные raw-девелоперы выдают такие кирпичи.

На Oly (тех серий) это известная особенность (проблема), там действительно сильно разные зеленые и если считать их одинаковыми (как делали многие программы, но вроде с тех пор исправились), то будут приколы.

Но мы в данном случае обсуждаем кадр с Кэнона. Там зеленый тоже не факт что абсолютно одинаковый, есть всякие мнения (ну вот я на своих камерах значимой разницы не вижу), но проблема в любом случае не такая острая, как на тех Oly

Просто, увидев эти кирпичи, сразу вспомнил о том, как долбался со своими равками вручную... И да, программы не исправились, разве что опен-сорсные, которые юзают тот же dcraw и имеют возможность включить упомянутые ключи "-f -G".

В принципе, в пределах одной определённой камеры, для сочетания неудачной AHD-интрпл и неудачно подобранного (или вообще, дефолтного) шарпа вполне можно заиметь такой вот результат. Да и хз, вполне может быть, что у данной камеры ВНЕЗАПНО произошёл какой-то сбой, который приводит к смещению зелёных.

А что в светах у Пятаков 2 и 3?

У 2-го - ровная полка.

3-й в руках не держал.

Про полку.
Тут вот был такой "feature report"

http://sourceforge.net/mailarchive/forum.php?thread_name=CALeu1qjFQ8CExR6k%2B077iMqNPCOP01MpuV7sMAc1yd2N55VaBw%40mail.gmail.com&forum_name=darktable-devel

Я открыл на посмотреть этот raw файл в rawdigger и слегка удивился синему, второму зеленому каналу и общей статистике по raw (minmax values) и, естественно, гистограммы(log Y scale). Не знаю куда правильно перепостить этот репорт (libraw, rawdigger, canon).
Вот нашел нейтральную ветку :-)

А в чем вопрос то?

Про ufraw/darktable: не заглядывая в сами RAW, подозреваю банальную тайну розовых облаков, кою обсудили больше двух лет назад.

Про полку у второго пятака, либо про некорректное вычитание черного, либо некорректное определение черного/maxvalue, не знаю (без относительно к ufraw/darktable). Думал будет интересно на raw посмотреть. Про розовые облака читал и помню.

Ну да, "цифровые ISO". Эка невидаль :)

Это я ступил.
Masked Pixels галочку убрать надо было в preferences, чтобы чудеса всякие не показывались.

Ну, это у кого как)) У меня на Олике маскированные пикселы вполне таки рабочие, просто кадр обрезается с пропорциями 4:3.

Краткость не моя сестра. МНЕ надо было убрать эту галочку. Что я и сделал и получил гистограмму без хвостов за MAX значениями.

Раз уж здесь началось, здесь и закончу.
rawdigger version 0.9.11 Beta (EN) Build 156 (x32) wine.
Похоже в Preferences -> Data Processing -> Per Channel
названия R G и B G2 надо читать как G R и G2 B?
Как понял это, все остатки вопросов отпали. Или это зависит от камеры?

Вообще, там названия каналов (в Prefs) должны бы обновляться (исходя из текущего загруженного RAW).
А так, они конечно, нулевой, первый и так далее.

Если в этом месте есть бага - хотелось бы более подробного ее описания.

Как минимум, это же про 5D2 речь?

Как минимум для 5D2 этот репорт какой-то сомнительный.

Ну то есть я взял серое поле, по нему selection, гистограмму selection.

Дальше меняю black level поканальный, жму apply, пики прыгают ожидаемо. Ну скажем поставишь синему 0 вместо 1024 - он и прыгнет вправо на 1024.

Если у вас не так - опишите что вы делаете (и лучше на rawdigger.ru в ветке для багрепортов, там больше шансов что не потеряется)

Ну вот сомнительный bug report. Ссылка на raw была. Может быть, конечно, это опять я глючу. Ну вот что вижу, то и пою. Меняю R меняется G2.


http://www.faonet.com/tmp/tutubalin/snapshot1.png
http://www.faonet.com/tmp/tutubalin/snapshot1.png

Ага, нечто такое странное углядел.

Но раньше конца августа туда не залезу.

А, да, поведение второго пятака я в этом блоге тоже описывал: http://blog.lexa.ru/2011/03/22/o_drobnykh_iso_u_canon_5d_mark_ii.html

Если вы про огрызки после обрыва гистограммы в последних двух каналах - то откройте файл ещё раз, включите просмотр синего или зелёного канала и посмотрите верхний левый угол фото в масштабе 200% и выше. Видите чёрную рамку? А сверху полоска белых пикселов, которые имеют значения выше полки. И то, и другое обрезается в конвертерах за ненадобностью и отсутствием полезной инфы.

Ну да. Про них. Спасибо, посмотрю.