Lens Align (lite)

lensalign.jpg (картинка кликабельна).

Взял по случаю у знакомого поиграться Lens Align Lite. Поигрался. Имею сказать.

  • Если вас парит проблема back/front-фокуса, то штука совершенно волшебная: вы точно знаете за что схватился АФ, оно удобно проградуировано и все такое. Т.е. проверка и подстройка объектива, когда камера и мишень уже поставлены - дело действительно нескольких минут.
  • Lite-версия ставится быстро и удобно (правда я и мишень и камеру выравнивал по уровням, которые в комплект не входят), переплачивать за более удобную в настройке Pro-версию я бы не стал.
  • Стоит ли оно вообще 80 баксов - я не знаю. Важен принцип, а такая же хрень делается из пакета от сока, куска газеты и линейки минут эдак тоже за 15. Конечно, повторить магнитные крепления не получится, ну так и скотчем можно.

Честно говоря, я от проблем автофокуса перестал страдать, если фокус важен, то я вручную наведусь.

Да, кстати, обратите внимание, какой прекрасный цветной эффект дает AHD-интерполятор у адоба (он сильно ярче за счет sharpen), это не оптика, а именно особенности интерполяции в нерезкости (на резкой картинке ниже такого нет).

Не смог отказать себе в удовольствии немного похулиганить с фокусом (под катом).

lensalign2.jpg
Тоже кликабельно

Comments

А tilt'ом — это читерство!

Зато понятно, как штуковина устроена. В подробностях.

Там действительно качественное know-how в том, что передний край наклонной линейки держится на магнитах (которые наклеены на вертикальную часть, которая смотрит на нас).

Хитро придумали. Я подумал, что там просто штифт железный линейку держит.

Во время оно, как зазудело, из упаковочной коробки, скотча и силикатного клея конструкцию ваял. Получилось монументально, под мой размерчик — чуть не полметра высотой. А потом плюнул на не шибко утешительные результаты тестов, вышел на улицу, сфотографировал местного кота да цветочков красивых и убедился, что фокус куда надо попадает. Вот такая история :)

Штифт держит середину (и оно на нем качается). Не, оно грамотно сделано, но вопрос "а стоит ли оно $80" остается открытым: три куска пластмассы, три куска металла, пластиковое зеркало, несколько магнитов.

А для меня с данной штукой и с 450D+50/1.4 на 2.5 метрах и открытой дырке оказалось интереснее другое: да автофокус промахивается на несколько сантиметров, но это нихрена не важно, ибо детализация такая плохая, что промах неважен. А если прикрыть на пару стопов, то и промах несущественен.

про интерполятор не понял, можно пальцем ткнуть?

На первом кадре, особенно если увеличенный вариант смотреть (кликабельно!), резкая часть наклонной линейки имеет розовый (минус-зеленый) оттенок, а кусок дальше - (плюс)зеленый. А еще дальше или еще ближе - все нейтрально.

И это никакая не хроматическая аберрация. О ней можно было бы говорить, если бы рассматриваемый переход был бы на весь кадр (сверху зеленое, снизу - розовое), но это все - маленький кусочек кадра.

Это именно программная интерференция, просто частоты так совпали. На JPEG-версии (из камеры) ничего такого нету, кстати. А у AHD-версии есть и у ACR и у dcraw.

гм.
понятно
интересный эффект,
я сначала подумал на ХА тоже, но если это интерполяция то ещё интересней даже

ХА все-таки как-правило "синий-красный", а не "зеленый/минус зеленый"

гм.
я видел много как раз на светосильных стеклах именно таких, в зависимости от положения фокуса,
на телкифках и светосильных стеклах
даже на пленке
зеленый/малиновый
в таком духе примерно
http://www.photozone.de/sony-alpha-aps-c-lens-tests/381-zeiss_za_135_18?...

пленочные примеры знаю с 70-210 f/4 минольты, лежат где-то у меня (там тоже зеленый за фокусом) или с 85 f/1.4 минольты, например

Да, это действительно может быть какой-то эффект в зоне нерезкости. Но на JPEG-версии его нету.

Но надо будет изучить подробнее.

ну это ж вроде меридиональные ХА обычные, может ещё помноженные на хроматизм сферических аберраций - если говорить светосильные линзы

Я бы сказал, что это осевые ХА (ближе-дальше). Но проблему вот изучаю, интересно.

это осевые с другим названием
но влияние интерполятора это новая тема, интересно поглядеть что накопаете вдруг

Уже накопал, пишу пост.

Минут через 20 появится, картинки надо оформлять и аплоадить.

Вдогонку. Первая картинка - это ~40% кадра по ширине и 60% по высоте (мерял линейкой по монитору). А эта 90/2.8 - это, по сути, среднеформатная линза т.е. это даже не четверть кадра по площади, а эдак 1/10 от того, что она кроет.

Я думал, что антиалиас-фильтр режет все так, что подобные фокусы невозможны

А ты обратил внимание, что зеленый окрас вообще в зоне (слабой) нерезкости, какой уж тут АА.
А на резком кадре (который снят ровно с той же точки тем же 90/2.8@2.8, только наклоненным и чуть-чуть сдвинутым) - никаких фокусов нету.

Если дойдут руки завтра - посмотрю как другой интерполятор себя кажет.

Я понял, что неспособен это объяснить. Но эффект ты нашел классный - слов нет.

http://alextutubalin.livejournal.com/161592.html

Вклад ACR в усиление ХА просто неописуем словами.

на таких штуках народ себе много гемора наживает. я через это тоже прошёл.
факт в том, что подобная конструкция всегда будет показывать фронтфокус, если наводить в "кресты". особенно это видно на широком угле. всё очень просто, тк линейка правее, то расстояние до неё чуть больше (по теореме Пифагора).
кроме того, при разном освещении будет разный результат.
кроме того, при разном начальном положении фокуса тоже будет разный результат.
ИМХО лучше тестировать фокус на реальных объектах с помощью некого эталонного объектива.

Основной фокус в этой штуке - это выравниваниватель. Там клеится (на магните на фокусировочную доску) зеркало с дыркой и нужно расположить камеру так, чтобы в зеркале видеть себя (камеру), а в центре объектива камеры видеть дырку (кусок focus target).

В результате достигается полная параллельность focus target и плоскости пленки/сенсора, что делает теорему пифагора неактуальной (если, конечно, объектив не болтается и его оптическая ось перпендикулярна плоскости пленки).

Ибо при вышеуказанных условиях плоскость пленки параллельна плоскости резкого фокуса, а следовательно если мы навелись по target-у, то плоскость резкости проходит через 0 на линейке.

Кроме того, если дистанция тестирования не слишком мала, то и теорема пифагора не безумно страшна: расстояние от середины focus target до середины линейки - 8 сантиметров. Если снимать даже с двух метров, то ошибка совершенно крохотная: sqrt(200^2+8^2) = 200.16 т.е. полтора миллиметра. Да даже и с метра - три миллиметра. Глубина резкости для 50/1.4 (открытого) с метра - 3 сантиметра.

Вдогонку (про эталонный объектив). Задача же в том, чтобы
а) уловить систематическую ошибку фокусировки (если она есть)
б) уловив - внести поправки в настройки автофокуса камеры, благо последние камеры позволяют иметь такие настройки индивидуально для каждой линзы (для десятка оных).

Естественно, если систематической ошибки нет, то и говорить не о чем.

если я всё правильно уловил, то наводимся на квадратик слева (мишень) а перелёт/недолёт смотрим по линейке справа?

Ну да.

А до того - лепим на квадратик зеркало с дыркой и ловим там свое отражение с дыркой в центре объектива с камерой - чтобы, значит, параллельности гарантировать. На сайте производителя есть на эту тему доки и видео.

А ещё тильтовое размытие верхней части мишени весьма доставляет :)

Ну я уже потом понял, что надо было зону резкости пустить по линейке по диагонали, но переснимать и перепощивать было лень.

Add new comment