Reality Show на 150 килокамер

Имею сказать, что шоу на 150 тысяч камер - удалось.

Стоила ли практическая польза затраченных средств - я не знаю. Но проект - нереально сложный по объему и срокам, без возможности протестироваться под реальной нагрузкой (а на тестовых прогонах все отловить нельзя). И работает ведь.

Я восхищен.

Comments

Работает на половину, большая часть камер в Дальневосточном регионе не работала. И вообще это самая большая профанация после игрищ в декабре 2011-ого.

Я на ДВ полез смотреть, когда у них все закрылось.

В остальном же - я рассматриваю это как IT-проект. То что Ростелеком смог его сделать - нереально круто. Я ожидал, что все с грохотом навернется часам к 9 утра.

Как ИТ-проект, соглашусь, беспрецедентный. Но за такие деньги, вы уж простите...

Я бюджета проекта не видел, но не удивлюсь, что несмотря на "такие деньги" - он для исполнителя убыточный.

52 Gbps, днем было.

Это где?
Я так слабо надеюсь, что если камеру на Чукотке смотрят 100 московских юзеров, то поток на Москву идет один

Это суммарно на отдачу в сторону интернетов со всех ЦОД'ов. 52.8 в пике.

А можно ещё интересных цифр и фактов? И кто сумел всё это сделать за 2 месяца, как-то не похоже на гос структуры.

Насчет "непохоже" - это ты зря.

Я в алтайских горах, в полных каких-то ебенях, встречал связистов на Газ-66. Они ездили пограничникам делать спутниковы интернет на Укок. Отличные совершенно мужики, прекрасно с ними пообщались.
Специфика момента: у них в кунге лежало несколько мешков муки, на тот случай, что они застрянут на перевале (а это было начало июня, перевал 3000, снега по шею местами) и закукуют на неизвестное время. На недельку, например. Ну и бензина им до следующего места, где он был - не хватило километров на пять.

Так вот - эти могут все. Они рассказывали, как в подобных же ебенях (небось, в Джазаторе) подключали школу к интернету. И подключили.

По-моему, они были Ростелекомовские, но может быть и РТКоммовские, я уже забыл, три года прошло.

Ну вот и этот проект делала та же парочка, основной подрядчик Ростелеком, но РТКоммовцы тоже бегали все наскипидаренные (у нас офис в одном здании с РТКомм, я их видал :).

Да, у гроссен тройки монтажники, как я понимаю, такие же, им все по плечу.

Был где-то недавно эпический рассказ об обмобиливании трассы Чита-Хабаровск. Тоже за пару месяцев или вроде того.

Да, тот пост я читал, но там было некоторое понимание, что частично на соплях сделано (точки на дизелях и всякое такое).

Хотя, может, и тут всё на соплях и кто-то весь день молился. Однако день закончен и можно считать победой!

Свидетельствую из первых рук - РТКомм участвовал более чем активно.

Ага.

И то, что в госконтракте не потратили месяца три-четыре на согласование требований и прочий бюрократический процесс, а за два месяца сделали и оно не навернулось с грохотом в первый день работы - тоже круто невероятно.

Всем респект!

Я в течение всего дня несколько раз пробовал -- всё время работало.

Мало того, ещё и сайт человеческий, я mail.ruшным логином без проблем зашёл.

Это гигантский успех, сделать такое (особенно на фоне других интернет госпроектов).

Если они действительно не готовились заранее и всё сделали за 2 месяца - не просто успех, а, скорее, чудо.

Повезло только в том плане, что школы до этого подключали. Опыт был от этого гигантский. Но там были сроки слегка другие.

Заодно можно попытаться получит объяснение таким видео: http://www.youtube.com/watch?v=R2ROe7_HgXg

(По таймштампу - Sun Mar 4 19:12:47 2012)

Там в комментариях пишут "кормление КОИБа бюлютнями из переносной урны"

Ага, я уже сам увидал, этого коммента тогда не было

И уже нет.
Постер видео потёр?

Это в другом видео и не всё очевидно (http://www.youtube.com/watch?v=NfpZsDFXjms&t=1m32s)

Я вот не могу понять, что делает мужик за столом. Выглядит, как будто всё-таки галочки проставляет.

А ХЗ.
В любом случае - это один участок. Подаётся в суд, результаты там отменяются и ни на что оно не влияет.

Вроде как "кормление урны бюллетнями из переносной" - нереально. (1) Нет ни одного сложеного пополам бюллетня. Все новые и непомятые Это странно. (2) Это противозаконно, переносные урны вскрываются после окончания голосования, по закону вроде так (3) народ в энтернетах пишет, что с другой камеры в прямом эфире видели как эти бюллетни заполнялись за соседним столом (не проверял, пруфлинка дать не могу). По мне достаточно первого пункта.

Если все так, то удивляюсь простоте ребят на этом участке, (не)знающих о вебкамерах.

Конкретно этот участок вроде бы уже отменили. Если это про него в новостях.

А сколько стоило бы, по дисковому пространству, и др. ресурсам, записать все это и выложить впоследствии в общедоступный архив? Идея веб-трансляции по задумке замечательная и часть сделана. Но, для логичного желательно иметь записи. Иначе получается пшик с точки зрения задачи "доказательства что все чисто". Доказательства же не сохраняются...

Там все хранится (год). Какие-то безумные петабайты.

Другой вопрос, что *пока* пишут что доступ - по заявлению.

Но и про онлайн-трансляцию писали, что не больше пяти участков в одни руки, ввод капчи раз в 10 минут, регистрация - заранее. Много всяких ужасов.
Посмотрим.

Но технически хранение сделано.

Не более пяти участков... и ввод капчи периодически, это вполне понятно. Чтобы не перегрузить каналы, и чтобы оно не полегло именно в день Ч. Но, ограничение доступа постфактум к записи, какой в этом глубокий смысл, кто-нить может сказать?

А я не ищу там смысла. Никакой законодательной базы еще нет, поэтому чиновники озвучивали какие-то свои мысли.

Единственным "универсальным" косяком было использование геокодера от Яндекс.Карт, который много где раскидал участки по непонятным координатам. Но боюсь, что без битья палкой Росреестра лучше бы (средневзвешено по всей стране) не получилось.

околоинсайды говорят что там всех участников прогнули и реально проект в минуса для участников ...

Я тоже это слышал и тоже в виде инсайдов.

Вообще, сама сумма в ~$5000 за участок - она же не безумно большая. С учетом, в частности, тех самых 52 гигабит потока, о которых тут выше написано.

Инженеров и прочих исполнителей вопрос "а нахера это все вообще?" - не волнует. Им бесплатно делают операцию по разделению половинок головного мозга.

инженеров это и не должно волновать, они решают инженерную задачу.

Но проект - нереально сложный по объему и срокам

Мне интересно какие основные сложности возникают в таких проектах, а точнее конкретно в этом. Если не трудно, поделитесь своими предположениями. Вы как человек намного более опытный в данных вопросах, наверняка представляете объём работ.

В смысле?

Планирование:
1) 100 тысяч участков (я округляю). Которые нужно освоить за месяц, по 3 тысячи в день. Включая и всякие Мугур-Аксы (куда летом ехать два дня на машине из Кызыла, а зимой через три перевала - просто не знаю) и прочие Абыи Абыйского района Якутии.
То есть вот банальное планирование (сетевой график) всего этого уже представляет гигантскую проблему. В той же Якутии или Туве - своих монтажников точно не хватит, значит надо сколько-то завозить из центра и в минус 50 везти их неделю в ебеня.

2) По всем этим 100к участков надо выяснить (заранее!) что там с интернетом, хватит ли апстрима, если не хватит - можно ли расширить так, чтобы общий бюжет не лопнул. Написать план, прикинуть бюджет, закупить оборудование, надрючить персонал, который будет делать (а где-то и нанять, а персонала - нет).

Исполнение:
3) Все это сделать, при том что дедлайн - жесткий и никак не может быть подвинут.

Не, я допускаю, что с точки зрения армейского штабного генерала это все ерунда, операция на две дивизии, а на самом деле - обычное такое упражнение.
Но для ИТ - безумно сложное упражнение, я аналогов не знаю (подключение школ к интернету - сравнимо по масштабу, но там сроки были совершенно иные).

Вот лично я (25 лет в ИТ) - на этапе планирования бы испортился.

В смысле?

Вы выделили как основные проблемы с конечными точками (?), я думал что вы имеете ввиду что больше проблем было с центром/ядром - типа как это всё обработать, как дата-центр сконфигурировать, допилить софт где нужно, и т.п.
То есть на мой вопрос вы ответили, спасибо!

Конечно, основная проблема - логистика. Потому что сто тыш точек, десятки тысяч человек работают и все такое.

В ДЦ, сайте и т.п. - хотя бы теоретически понятно как это делается и за два месяца успеть, наверное, можно. Количество задействованного народу на порядки меньше.

И в имеющемся ядре сети - ну да, 52 гигабита, много, но не невероятно много.
Я вот вчера поленился померять видеопоток с одной камеры, каюсь.

В ДЦ, сайте и т.п. - хотя бы теоретически понятно как это делается и за два месяца успеть, наверное, можно. Количество задействованного народу на порядки меньше
Я в основном занимаюсь разработкой прикладного софта, библиотек, и далёк от ДЦ.
Но мне этот проект с точки зрения ДЦ тоже показался теоретически осуществим. Ведь есть же видео-стрим сайты, и не один десяток - и они как я думаю обрабатывают и большие потоки. А значит есть и готовые спецы.
Я поэтому и спросил - неужели там в ДЦ что-то невероятное есть.

Ну там вроде решили грубой силой - региональные центры, куда собиралось с региональных камер, а дальше каналы у РТ толстые

Ну то же самое с Тувой - я подписался на Мугур-Аксы, а мне не дали. Что не умаляет проекта целиком.

Вообще, там же какое-то ненулевое количество участков по стране (может и 10 тысяч по стране, говорили на прессухе, но я не запоминал) не давало живой картинки, только запись.

Лучше бы было "реалити-шоу" с защитой от голосования с одним и тем же паспортом дважды.

Судя по сводной таблице результатов, все эти открепительные, справки и выездные урны - на результат никак повлиять не могут. Их немного.

Об этом можно спорить, но сам факт наличия этого явления говорит не в пользу легитимности выборов.
Если там уже есть выход в сеть для камер, то его можно использовать и для проверки паспортов по базе.

Сам факт наличия выездных урн (у которых может не быть онлайна) и открепительных (по которым голосовали примерно вчетверо меньше чем по урнам) - ни о чем не говорит.
Само наличие большого количества открепленных в Москве - ни о чем не говорит, Москва - город приезжих. И не только приезжих, но и активных наблюдателей на выборах, которые голосовали не у себя.

А процедура с онлайном тоже не лишена проблемности - обязательно будут опечатки при вбитии номера паспорта. И что делать, если база показывает, что паспорт проголосовал, а владелец паспорта утверждает обратное? Если "на той стороне" - опечатались при вводе? На полтора миллиона голосующих не на своем участке - таких будет много. Ну там 1%. 15 тысяч случаев по стране.
Дать проголосовать, но отложить в отдельную кучку? Нельзя из соображений тайности голосования, все обязательно валится в одну кучу.

Я к тому, что интерактивная процедура - куда более проблемная.

Конечно, потому можно к номеру паспорта прикладывать скан подписи голосующего на соответствующей короткой анкетой со всеми данными паспорта:

- Пришел голосовать первый раз? Давай номер паспорта, распишись на анкете, анкету в автоматический сканер и в БД.

- Пришел голосовать второй раз в другом месте? Смотрим сохранённый в базе скан и сверяем подпись на нём с подписью в паспорте.

Все наши российские банке работают с физлицами через подпись и ничего, решают как-то подобные проблемы. Такой базе нужно будет явно меньше 52 Gbps полосы.

Напоминаю что эти веб-камеры вводили ради вообще неизвестно какого процента случаев, потому как если послушать Чурова, то можно сделать вывод что прошлые выборы прошли при минимуме нарушений. Здесь же мы говорим о вполне конкретном числе, тем более что эту же систему можно применять и дальше при любых других выборах любого масштаба.

По-моему, вы зря хотите решить организационную проблему техническими средствами 21-го века.

Текущая - полностью бумажная - процедура хороша тем, что остаются физические следы, с подписями, печатями и тому подобным. Соответственно, наблюдатель простой необученный - способен это контролировать.

Чем более электронна процедура, тем больше мест, скрытых от взгляда простого человека. И тем меньше народу нужно для подтасовок, достаточно одного программиста БД, которого людям не покажут.

С банками пример неудачный: если у операционной кассы отвалился интернет, они смело закроются до починки. На выбрах так нельзя.

Я не предлагаю отказаться от существующей процедуры, где вы такое прочитали? Предлагается лишь дополнить существующую процедуру защитой от подтасовок используя технические средства 21-го века.

Банки, в отличии от выборов, которые "работают" только в течении ограниченного промежутка времени, должны работать 24 часа 365 дней в году. Контраргумент про банки, прямо скажем, неудачный вы привели. В общем и целом все аргументы о том, что эта схема технически невозможна, я считаю что несостоятельными хотя бы в силу того что во многих других странах успешно используют аналогичные системы, не говоря уж о том что у российской полиции уже есть и используются круглосуточно и повсеместно такая и подобные БД в ассортименте.

Давайте все с самого начала.

Какую проблему вы хотите решить?

В первом комментарии этой ветки я пишу о защите от голосования с одним и тем же паспортом дважды.

Таковая полностью исключит "карусели" на автобусах и прочие подобные методы, существование которых говорит явно не в пользу легитимности выборов.

Во. Прекрасно.
А почему открепительный талон не защищает от этого?

Потому что его не забирают, в нарушение закона.

О, прекрасно.

А тут в нарушение закона будут вводить в систему чуть другие данные. И система скажет "такой паспорт не голосовал". Например. Или где-то в подвалах ЦИК будет сидеть майор ФСО, который будет править базу.

Или я проголосую по месту жительства по списку избирателей, а потом в соседнем участке - по паспорту. Ведь электронная система - она вместо открепительного, а не тотальная?

Вариантов злоупотреблений с электронной системой - сколько угодно. Но с талонами то что их не забирают - лежит на поверхности и потенциально доступно наблюдению (пересчитать талоны наблюдателями, сверить с числом выданных бюллютней), а с электронной системой которая разрешила/не разрешила - такого локального варианта нет.

Аналоговое решение этой проблемы было бы лучше, но у меня есть серьёзные сомнения что оно возможно, потому что для пересчета номеров открепительных талонов нужно будет их извлечь из журнала, в который они записаны руками работников комиссии, что само по себе даёт пространство для человеческой ошибки, сверять эти данные надо между несколькими участками — вдруг на другом участке числа сошлись потому что кто-то унёс бюллетень домой? — а значит снова нужна эта общая база со всеми номерами открепительных... К тому и пришли, только работу нужно будет делать два раза: один раз при голосовании, а другой раз при пересчете.

Номера - не надо сверять. Должно сойтись количество записанных в книге с количеством самих талонов. И, соответственно, количество выданных (по записям) + количество оставшихся - равно количеству полученных на участок.

А с уносом домой есть вот какой прикол, про который мне рассказывали опытные участники избиркомов: если в одном здании два участка, то в урне будет найдено сильно ненулевое количество бумажек от соседей (с другой печатью). Избиратели так развлекаются.

Я не знаю есть ли у работников избирком мухлевать при записи данных талонов, но есть предположить что есть, значит за записью должны следить наблюдатели, потому как над местом записи личных данных голосующих камеры не повесить, а значит для контроля над выборами нужно будет гораздо больше наблюдателей, по сути выполняющих работу компьютера с БД и даже тогда не исключающих возможность махинаций. Кроме того, поправьте меня если я не прав, сейчас нет данных о количестве выданных открепительных талонов, да и никто не мешает проголосовать дважды с открепительным и без, как вы сами пишете, а значит такая сверка количества ничего точно не скажет, только примерно. С аналоговым решением этой проблемы получается очень много исключений и люфта, как ни крути.

Нет, сейчас с открепительным и без проголосовать нельзя. Когда вы берете открепительный - вас вычеркивают из списков по месту жительства.

И проверять личные данные не надо (и нельзя). Проверяется общим счетом:
1) количество талонов равно числу подписей в книге в которую талон внесли.
2) количество "родных" избирателей равно числу подписей в нормальных книгах.
Сумма 1)+2) равна количеству выданных бюллютней.
Количество выданных + количество оставшихся = количеству полученных на участок.

Вот и все, все проверки - локальные. То что сейчас открепительные не считают (и потому не отбирают) - если их действительно не считают - ошибка процедуры, для лечения которой не нужна глобальная база.

Что ж, посмотрим, исправят ли эту проблему к следующим выборам президента.

В законе все четко приписано (пункт 14 статьи 68 19-ФЗ):

"По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем. После этого у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком избирателей."

То есть по закону, взамен бюллетеня изымается отрывной талон. И второй раз проголосовать нельзя, ибо при подсчете там, где голосовали без изъятия отрывных талонов, несойдутся суммы.

Другое дело, что можно найти способ нарушить любой закон. Электронная система регистрации и т.п. тут никак особо не поможет.

Паспорта по базе это персональные данные по базе. Назавтра эта база в интернете.
Пусть лучше будет два-три миллиона вброшеннх бюллетеней (из 45 миллионов всего за победителя).

База все паспортов есть и не одна у полиции, ФСБ, ФМС и т.д., но почему-то ее нет в интернете. Правильно, потому что берегут и стерегут как надо. Не вижу проблемы.

В том числе потому, что ей пользуются сами полицейские, ФСБ-шники и так далее.
А не 95 тысяч избирательных комиссий (т.е. 200-300 тысяч неквалифицированных в компьютерном и юридическом смысле людей) в один и тот же день, с плохоконтролируемым доступом к терминалам базы данных.

Забавно, но нигде не найду инфы, а что будет дальше с этим эпическим шоу? Традиционно?

С чем именно? С веб-камерами?

Здравая идея - устроить трансляцию ЕГЭ :)

Камеры, инфраструктура, серверы. Логично конечно отдать всё это школам, и не только для ЕГЭ. Но додумаются ли?

Там была прессуха Щеголева, он что-то такое озвучивал, именно про школы, но я читал по диагонали и подробностей не помню.

Полностью согласен. Щеголеву - жирнющий плюс в министерскую карму.